| | О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ | |
|
+4Татьяна FANTOMAS Павел Сергей Участников: 8 | |
Автор | Сообщение |
---|
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
| Тема: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 25.03.11 23:44 | |
| Первое сообщение в теме :
Получил сегодня такое письмо:
Здравствуйте Сергей! В катастрофе 21 мая 1954 года погиб мой отец - Зиновьев Александр Павлович. Но я ничего не могу найти о 59 иап, где он служил.
Ветераны 41-го иап ТОФ Власов Владилен Тимофеевич и Байбурин Назип Гамильзянович, в начале 50-х летали в этом полку, он входил в состав иад, в которой были 41-й, 58-й и 59-й иап. А Власов В.Т. прекрасно помнит, что Зиновьев А.П. вылетел в этот полет вместо него, при подготовки к вылету, механик доложил, что к самолету Власова В.Т., не подвезли парашют и РП дал команду на замену на взлет самолета Власова на самолет Зиновьева.
Последний раз редактировалось: Сергей (02.04.11 3:52), всего редактировалось 2 раз(а) | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
sakhpoisk Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2017-12-16
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 05.02.19 19:50 | |
| | |
| | | sakhpoisk Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2017-12-16
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 05.02.19 19:51 | |
| | |
| | | sakhpoisk Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2017-12-16
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 05.02.19 19:53 | |
| | |
| | | sakhpoisk Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2017-12-16
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 05.02.19 19:54 | |
| | |
| | | Татьяна. Скромный участник
Сообщения : 12 Дата регистрации : 2012-01-15 Возраст : 71
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 17.01.20 8:43 | |
| Face Артем Бандура 38 лет, Южно-Сахалинск, Россия вчера 07:53 Как и обещали!!! На нашем сайте, по адресам: http://sakh-poisk.ru и сахпоиск.рф выложены электронные версии книг в формате pdf, изданные нашей организацией в 2017, 2018 и 2019 годах. Книга Памяти "Вечный полёт" - рассказывает о погибших военных лётчиках, книга "165-й стрелковый полк" повествует о боевом пути полка во время Южно-Сахалинской наступательной операции августа 1945 года. Приятного чтения! Книги изданы благодаря победам в конкурсах грантов Национального благотворительного фонда, Правительства Сахалинской области, Фонда Президентских грантов и Агентства по делам молодежи Сахалинской области. #поискрф #ПоисковикиРФ #поисковоедвижениероссии #поисковики65 #сахалин #курилы #курильскиеострова #вечныйполет #165полк #курманов #южносахалинскаянаступательнаяоперация #летчики #авиация #книгапамяти 5+54321 | |
| | | Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 17.01.20 23:39 | |
| Татьяна, большое спасибо за интересную информацию. | |
| | | Татьяна. Скромный участник
Сообщения : 12 Дата регистрации : 2012-01-15 Возраст : 71
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 26.10.21 14:12 | |
| | |
| | | Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 26.10.21 14:42 | |
| Таня, здравствуйте. Очень интересный материал. Обязательно поищу, что может дополнить его. | |
| | | Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 29.10.21 19:29 | |
| Таня, здравствуй. Обратился за помощью к Павлу Левшову, военному историку, он занимается историей Морской авиации. Вот, что он пишет: "Сережа, приветствую. Посмотрел приведенную в твоем письме ссылку. С трудом прочитал надпись на плите (она перевернутая) и понял о какой части ВВС ТОФ идет речь. Она была поставлена в г. Корсаков в честь 301-й отдельной вертолетной эскадрильи ПЛО. А сама эта эскадрилья — это бывший 48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный Сахалинский Краснознаменный полк ВВС СТОФ. О нем есть в моей книге, но я повторю здесь еще раз очерк по этой авиационной части: 48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный Сахалинский Краснознаменный полк
(301-я отдельная противолодочная вертолетная Сахалинская Краснознаменная эскадрилья Ближнего Действия,
301-я отдельная вертолетная Сахалинская Краснознаменная эскадрилья (ПЛО),
720-й отдельный вертолетный Сахалинский Краснознаменный полк,
720-й отдельный авиационный Сахалинский Краснознаменный полк вертолетов,
167-я отдельная аварийно-спасательная авиационная Сахалинская Краснознаменная эскадрилья,
167-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная
Сахалинская Краснознаменная эскадрилья,
48-й морской дальнеразведывательный авиационный полк,
48-й морской авиационный полк,
48-я отдельная морская ближнеразведывательная авиационная эскадрилья)
С 10.03.1943 г. на основании приказа НК ВМФ №0039 от 02.02.1943 г. на базе расформируемой 48-й морской ближнеразведывательной авиационной эскадрильи ВВС СТОФ (см. подробнее 48-я ОМРАЭ ВВС СТОФ ниже), а также личного состава и авиационной техники 4-й АЭ 117-го МАП АмВФл был сформирован 48-й морской авиационный полк (в/ч 49370), содержащийся по штату №030/362 с дислокацией в бухте Бяудэ (Советская Гавань).
По состоянию на 1 января 1944 г. в составе полка числилось 26/19 МБР-2 и 23 экипажа, из которых 22 летали ночью.
05.06.1944 г. 48-му МАП было вручено Боевое Знамя части.
С 22.06.1945 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0387 от 03.04.1945 г. 48-й МАП был переформирован в 48-й отдельный морской дальнеразведывательный авиационный полк. В составе полка имелись: управление, 1-я, 2-я МДРАЭ по штатам №030/466 и 3-я МБРАЭ по штату №030/362. Две эскадрильи (2-я и 3-я МРАЭ) лодочных самолетов 7/7 PBN-1 «Номад» и 18/16 МБР-2 базировались в б. Бяуде, а 1-я МДРАЭ амфибий (6/6 PBY-6A «Каталина) дислоцировалась в б. Северная в районе колхоза «Завет Ильича». На эти самолеты имелось 23 экипажа, из которых 13 были боеготовыми.
До начала войны с Японией полк активно занимался боевой подготовкой, находясь в повышенной боевой готовности. Экипажи систематически выполняли разведывательные полеты в Татарском проливе и северной части Японского моря с задачами поиска и выявления кораблей и ПЛ противника в море. При необходимости устанавливалось скрытое непрерывное наблюдение за обнаруженными целями. Кроме того, выполнялась разведка погоды, и отрабатывалось спасение экипажей самолетов, вынужденно севших в море.
Непосредственно перед началом войны с Японией несколько самолетов PBY-6a «Каталина» 1-й МДРАЭ были перебазированы на оперативные аэродромы Перетычиха и Серафимовка для поисково-спасательного обеспечения авиагруппы ударной авиации из состава 16-й САД ВВС ТОФ, а также ведения воздушной разведки и ПЛО в северной части Японского моря.
С первых дней боевых действий самолеты полка начали вести разведку и аэрофотосъемку южносахалинских портов Торо, Эсуторо и Усиро. Кроме того, одиночные самолеты МБР-2 использовались в качестве бомбардировщиков, нанося бомбовые удары по этим портам. Вылеты на разведку производились с подвешенными бомбами ПЛАБ-100 для атаки подводных лодок противника при их обнаружении. Одной из задач 2-й МДРАЭ было спасение экипажей самолетов, вынужденно севших в море.
Ночью с 15 на 16 августа самолеты МБР-2 полка производили одиночное бомбометание по казармам и складам в п. Торо. Всего было выполнено 7 боевых вылетов.
В ночь с 16 на 17 августа МБР-2 полка выполняли одиночные вылеты на бомбежку позиций противника в Яма-Сигай (8 самолетовылетов).
В период Курильской десантной операции звено самолетов PBN-1 «Номад» полка (экипажи ст. лейтенанта К.А.Попова и лейтенанта И.Г.Масленникова) было перебазировано на Камчатку и разместилось в бухте Ягодная (восточная часть б. Крашенинникова). Оттуда оно совершало вылеты на воздушную разведку и ПЛО в интересах сил высадки десанта на Курилы.
19 августа самолет PBN-1 «Номад» из состава этого звена производил разведку юго-восточного побережья полуострова Камчатка и у мыса Футетзи-исо на о. Сюмусю-то обнаружил 5 японских катеров типа «кавасаки» и военный корабль, который дал два залпа по самолету. Самолет сбросил 4 авиабомбы типа ФАБ-100 на японские строения на мысу; одна авиабомба взорвалась в середине строений, остальные – с недолетом и перелетом. В этот же день самолет PBY-6А «Каталина» полка в Татарском проливе обнаружил 5 неприятельских буксиров и до 12 барж. Экипаж сбросил бомбы и обстрелял их из пулеметов. Попаданий авиабомб в суда не наблюдалось;
С 21 августа самолеты полка начали наносить бомбовые удары по портам Усиро и Маока. В тот же день PBN-1 «Номад» полка из б. Ягодная (Камчатка) летал на разведку и бомбардировал войска и батареи противника в районе отметки 135,0 м на о. Сюмусю-то (ныне Шумшу).
Уже почти в конце военных действий перед 1-й МДРАЭ полка была поставлена особая задача: произвести высадку десантов посадочным способом на аэродромы Южного Сахалина и передовых групп для обеспечения перебазирования истребительной и штурмовой авиации СТОФ. 22 августа 4 самолета-амфибии PBY-6a «Каталина» (экипажи Сочнева, Спирина, Дворянского и Ивашина) под прикрытием истребителей Як-9 42-го ИАП произвели переброску на аэродром Коноторо (ныне п. Костромское) 365 десантников. Через два-три дня экипажи Сочнева и Дворянского высадили передовую группу на аэродроме Урю, расположенном на восточном берегу мыса Крильон и на аэродром Отомари (ныне Корсаков). В последующем на эти аэродромы перелетели истребительные и бомбардировочный полки 16-й САД ВВС ТОФ.
24 августа самолеты звена, перебазированного ранее на Камчатку перелетели на захваченный у японцев аэродром Катаока (ныне Байково, о. Шумшу) и уже оттуда продолжили выполнять вылеты.
Утром 28 августа экипажи 48-го ОМДРАП А.Ф.Дворянского и П.А.Ивашина на самолетах PBY-6А «Каталина» с аэр. Великая Кема обеспечили высадку десанта (68 человек) под командованием начальника штаба 61-го ИАП майора Л.С.Красникова на о. Итуруп для занятия аэродрома и ведения разведки. Однако из-за плохой погоды самолеты приводнились в удаленных от аэродрома районах острова, десантники задачу не выполнили, заблудились и встретились с морским десантом только 1 сентября[1].
После прекращения боевых действий на Южном Сахалине и Курилах до 4 сентября самолеты МБР-2 полка перебрасывали десантников для принятия капитуляции японских гарнизонов, разбросанных по Курильским островам.
14.09.1945 г. Указом ПВС СССР (объявлен приказом НК ВМФ №0519 от 25.09.1945 г.)[2] за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с японскими империалистами и проявленные при этом доблесть и мужество 48-й ОМДРАП был награжден орденом Красного Знамени. Приказом ВГК №0501 от 15.09.1945 г. ему было присвоено почетное наименование «Сахалинский».
С 02.02.1946 г. на основании циркуляра НГМШ №0059 от 05.10.1945 г. циркуляра НШ ТОФ №0209 от 06.10.1945 г., и приказа Ком. ТОФ №004 от 02.02.1946 г. 48-й ОМДРАП был выделен из расформируемых ВВС СТОФ в состав 3-го авиационного корпуса Сахалинской военной флотилии.
С 01.05.1947 г. на основании приказа ГК ВМС №001/ов от 12.02.1947 г. 48-й ОМДРАП передается в состав вновь образованных ВВС 7-го ВМФ (приказ Ком. ТОФ №009 от 21.05.1947 г.).
С августа 1947 г. управление полка, 2-я и 3-я МРАЭ базировались в с. Софийское-на-Амуре, а 1-я МРАЭ – на аэр. Бяудэ.
К 15.12.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г. управление, 1-я и 2-я МРАЭ полка были переведены на новый штат №98/710, а 3-я МРАЭ – на штат №98/711. Тогда же 1-я МРАЭ самолетов-амфибий PBY-6a «Каталина» была передислоцирована с аэр. Бяудэ на аэр. Постовая, но к январю 1949 г. она уже не числилась на этом аэродроме.
10.06.1953 г. 48-й ОМДРАП был передан из расформируемых ВВС 7-го ВМФ в состав 105-го АК ВВС ТОФ.
К началу 1955 г. на основании директивы НШ СТОФ №Орг/801 от 28.12.1954 г. полк был переведен со штата №98/208-Г на штат №98/408-Г в связи с перевооружением на летающие лодки Бе-6.
С 30.04.1956 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/19053 от 17.12.1956 г. 48-й ОМДРАП был переформирован в 167-ю отдельную морскую дальнеразведывательную авиационную эскадрилью, содержащуюся по штату №98/409-А, вооруженную самолетами Бе-6. Местом дислокации эскадрильи осталось с. Софийское-на-Амуре.
С 10.10.1956 г. на основании указания ГШ ВМФ №ОУ/986 от 12.09.1956 г. и директивы ГШ ВМФ №ОМУ/1/19387 от 01.10.1956 г. 167-я ОМДРАЭ была передислоцирована из Софийского-на-Амуре на аэр. Бяудэ.
С 01.07.1957 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/30120 от 17.04.1957 г. 167-я ОМДРАЭ была переформирована в 167-ю отдельную аварийно-спасательную авиационную эскадрилью с переводом на штат №98/519. Эскадрилья, вооруженная самолетами Бе-6с дислоцировалась в б. Бяудэ и подчинялась командиру 10-го авиационного корпуса ВМФ. Кроме летающих лодок в составе эскадрильи был сформирован отряд вертолетов Ми-4 на аэр. Знаменское.
На основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/30320 от 19.09.1957 г. местом постоянной дислокации 167-й ОАСАЭ был определен аэр. Знаменское. К этому времени в ее составе остались только вертолеты[3].
С 30.04.1958 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/27042 от 05.02.1958 г. 167-я ОАСАЭ переформируется в 720-й отдельный авиационный полк вертолетов с переводом на штат №98/803-Б, вооруженный вертолетами Ми-4.
14.01.1960 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/17616 от 10.12.1959 г. 720-й ОАПВ переименуется в 720-й отдельный вертолетный полк, содержащийся по штату №98/803-Б.
С 31.12.1960 г. на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/4/13186 от 14.10.1960 г. 720-й ОВП, был переформирован в 301-ю отдельную вертолетную эскадрилью (ПЛО), содержащийся по штату №98/27 с передислокацией с аэр. Знаменское на аэр. Корсаков (о. Сахалин) и подчинением непосредственно командующему Авиацией ТОФ. Тогда же эскадрилья корабельных вертолетов Ка-15 полка под командованием майора Костина была направлена на Черное море, где вошла в состав 872-го ОПЛВП Авиации ЧФ как 3-я эскадрилья.
С 01.05.1961 г. согласно приказу МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. 301-я ОВЭ ПЛО была переименована в 301-ю отдельную противолодочную вертолетную эскадрилью Ближнего Действия. На вооружении эскадрильи стояли противолодочные и транспортные вертолеты Ми-4.
С 01.10.1977 г. 301-я ОПЛВЭ на аэр. Корсаков была расформирована. Но уже спустя всего два года на том же аэродроме формируется новая вертолетная часть – 568-я авиационная группа Авиации ТОФ, получившая на вооружение вертолеты различного назначения (см. подробнее в разделе Части ПЛА).
На вооружении части в различное время стояли следующие типы летательных аппаратов: МБР-2, PBN-1 «Номад», PBY-6A «Каталина», Бе-6, Ми-4м.
Командиры части: Н.П.Мурзак (февраль 1943 г. – был в августе 1945 г.), Г.Н.Шевелев (до 1951 г.), Н.И.Антонов (был в 1951 г. до 1953 г.), ГСС С.П.Крученых (август 1953 г. – июль 1955 г.), ГСС А.И.Жестков (ноябрь 1955 г. – май 1956 г., ВрИД), В.В.Комлев (в 1957 г.), В.В.Морозов (1957-58 г.г.), А.Г.Красовский (1958-60 г.г.), И.Т.Никулин (1960-61 г.г.), А.А.Федяков (1961-65 г.г.), В.А.Смирнов (1965-69 г.г.), Е.И.Иванов (1969-74 г.г.), О.А.Даньченков (1974-77 г.г.).
[1] В мемуарах А.Ф.Дворянского, хранящихся в Сахалинском областном краеведческом музее, эта операция описывается несколько иначе: Его экипаж получил задачу высадить десантную группу на аэродроме в заливе Хитокаппу восточнее п. Рубецу. Предполагалось, что в этом районе с фрегата ТОФ будет высажен батальон морской пехоты. В первый день из-за сложных метеоусловий посадить «Каталину» не удалось. На следующий день вылет был повторен. После посадки второй пилот Макаров произвел разведку местности вместе с двумя десантниками. Они установили, что фрегат высадил десант в количестве 80 чел. и ушел. Самолет Дворянского оставался на Итурупе в течение недели, обеспечивая связь с командованием. После чего ему на замену прибыл самолет под командованием П.А.Ивашина.
[2] ГАРФ, ф. 7523. оп. 4, д. 399, л. 22.
[3] Предположительно самолеты Бе-6 были переданы в 63-ю ОСАЭ 29-й ВА и перебазированы на оз. Чибисанское на юг Сахалина.
С уважением, Павел." | |
| | | Татьяна. Скромный участник
Сообщения : 12 Дата регистрации : 2012-01-15 Возраст : 71
| Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 30.10.21 21:36 | |
| Спасибо, Сергей Николаевич Вам и Павлу Левшову за столь неожиданно подробную историю Сахалинской авиационной части. Очень хочу надеяться, что эта удивительная находка и страницы истории не позволят кануть в забвение тому важному, что еще совсем недавно составляло основу жизни наших родителей. | |
| | | | О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |