Василий Буслаевhttp://novostivl.ru/msg/2136.htmПричина катастрофы - перегруз
История знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной по значимости той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104А погиб на взлете. В результате той катастрофы остался без руководства огромный Тихоокеанский флот СССР.
Самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.
Справка "Н"Созданный на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 первый реактивный пассажирский самолет Советского Союза Ту-104А в 70-80-е годы - представительский самолет вип-класса (на таких летали члены политбюро ЦК КПСС и даже лично Леонид Брежнев). Эта модификация Ту-104 поднимала и перемещала без дозаправки на расстояние 3 000 км 70 пассажиров или 9 тонн груза. За годы эксплуатации разбились 16 Ту-104А.
На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эмиль Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов (всего 16 адмиралов и генералов), другие пассажиры (среди них - супруга Спиридонова Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели во Владивосток 52 человека. Немного. Однако в ходе Великой Отечественной советский флот потерял всего четырех адмиралов. А тут сгорели и разбились сразу шестнадцать!
Впрочем, нашлись и счастливчики - те, кто чудом не попал на рейс-катастрофу. Например, утром 7 февраля первыми из Пушкина вылетели североморцы и с ними начальник штаба ТОФ Рудольф Голосов, которому Спиридонов разрешил навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - им посчастливилось попасть на более ранний рейс Аэрофлота.
Около 16 часов по ленинградскому времени самолет авиации ТОФ Ту-104А вырулил на взлетную полосу и начал набирать высоту. Оторвавшись от земли, самолет внезапно резко накренился вправо и упал, мгновенно взорвавшись. 30 тонн горящего керосина из баков хлынули в салон, лишая шанса на спасение даже чудом оставшихся в живых пассажиров.
Причины катастрофы были выяснены достаточно быстро. Разумеется, никто не скидывал со счетов теракт, однако все оказалось более чем прозаическим последствием "права сильного" - назовем происшедшее 27 лет тому назад своими именами.
В тот день шел снег, мела небольшая пурга, но полеты не отменили! Переждать непогоду было не с руки всем - и вип-начальству, и экипажу, отсидевшему без семьи в готовности номер один в летной общаге всю неделю сборов. Потому что впереди были большие советские праздники: 23 февраля и 8 марта, к которым нужно было скорее доставить по домам подарки!
Все офицеры и адмиралы ТОФ за неделю сборов в северной столице страны отоварились дефицитом, которым в СССР было все: одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Кормовой отсек "тушки" вместе с креслами полностью занимали ящики с провизией, тяжеленные коробки с бытовой техникой (в моду входили первые отечественные цветные телевизоры и видеомагнитофоны) и даже писк шика - югославские и чешские мебельные гарнитуры-стенки. Не забудем - флот вез с учений сотни килограммов планшетов, карт, схем - все это совсекретно и опечатано в огромных металлических сейфах и пеналах весом под тонну!
В итоге перед взлетом Ту-104А командующего ТОФ оказался перегруженным (а полагалось по аэрофлотовским правилам всего-то по 20 кг багажа на пассажира!) - перегруженным, судя по всему, по личному разрешению комТОФ. Куда смотрел командир экипажа - понятно без слов: кто же на флоте перечит начальству?
Положение усугубилось и тем, что "экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета". Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки.
Виноватых не назначалиРодственникам сказали, что тела опознаны и нужны вещи, в чем погибших хоронить. 10 февраля семьи погибших вылетели из Владивостока в Ленинград, похороны состоялись 12 февраля. Вечером после похорон все улетели домой. По просьбе родственников всех погибших похоронили в Ленинграде на Серафимовском кладбище, кроме генерал-лейтенанта авиации Павлова, останки которого жена увезла в Киев, и супругов Макаренко, похороненных во Владивостоке.
Семьям погибших выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот - на детей. Вышло постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать для проживания любой город СССР. В Ленинград (ныне Санкт-Петербург) уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Владивосток, Киев, Севастополь.
Лишь много лет спустя на Серафимовском кладбище Петербурга появился мемориал. Раньше на стеле было выбито: "Военным морякам-тихоокеанцам", а на могилах сиротились скромные таблички с ФИО - даже без званий! Недавно о ставшем причиной катастрофы "адмиральском" перегрузе подзабыли и на памятнике добавили: "Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года" - а также выбили православный крест.
Список военных моряков-тихоокеанцев, погибших 7 февраля 1981 года: 1. Спиридонов Эмиль Николаевич, адмирал;
2. Павлов Георгий Викторович, генерал-лейтенант авиации;
3. Сабанеев Владимир Дмитриевич, вице-адмирал;
4. Тихонов Василий Федорович, вице-адмирал;
5. Белашев Виктор Григорьевич, вице-адмирал;
6. Постников Василий Сергеевич, контр-адмирал;
7. Николаев Виктор Антонович, контр-адмирал;
8. Рыков Владимир Васильевич, генерал-майор авиации;
9. Корбан Владимир Яковлевич, контр-адмирал;
10. Коновалов Владимир Харитонович, контр-адмирал;
11. Митрофанов Феликс Алексеевич, контр-адмирал;
12. Леонов Геннадий Федорович, контр-адмирал;
13. Чулков Джемс Константинович, контр-адмирал;
14. Пирожков Рэмир Иванович, контр-адмирал;
15. Данилко Степан Георгиевич, генерал-майор авиации;
16. Махлай Виктор Петрович, контр-адмирал;
17. Пивоев Владимир Ильич, капитан 1 ранга;
18. Бережной Виктор Павлович, капитан 1 ранга;
19. Прокопчик Анатолий Васильевич, капитан 1 ранга;
20. Асеев Владислав Петрович, капитан 1 ранга;
21. Туробов Юрий Николаевич, капитан 1 ранга;
22. Волк Саул Григорьевич, капитан 1 ранга;
23. Морозов Владислав Игнатьевич, капитан 1 ранга;
24. Цыганков Владимир Дмитриевич, капитан 1 ранга;
25. Лобачев Юрий Григорьевич, капитан 1 ранга;
26. Погосов Борис Погосович, капитан 1 ранга;
27. Чеканский Казимир Владимирович, полковник м/с;
28. Граф Евгений Григорьевич, капитан 1 ранга;
29. Делибатаньян Артур Арович, подполковник;
30. Подгаецкий Георгий Васильевич, капитан 2 ранга;
31. Сорокатюк Владимир Дмитриевич, подполковник;
32. Инюшин Анатолий Иванович, подполковник;
33. Бабкин Анатолий Иванович, капитан 3 ранга;
34. Субботин Виталий Алексеевич, майор;
35. Науменко Сергей Иванович, капитан;
36. Рупасов Михаил Николаевич, капитан;
37. Зубарев Валентин Иосифович, старший лейтенант;
38. Послыхалин Владимир Александрович, старший лейтенант;
39. Шевченко Геннадий Геннадьевич, старший лейтенант;
40. Барсов Анатолий Владимирович, старший лейтенант;
41. Акентьев Александр Николаевич, старший лейтенант;
42. Вахтеев Анатолий Иванович, прапорщик;
43. Амельченко Борис Иванович, мичман;
44. Дворский Виктор Степанович, старший матрос.
Комментарий
Рудольф Голосов, вице-адмирал в отставке:- Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибло все военное командование флота. Не стало опытнейших офицеров, непросто было найти им замену. И я думаю, катастрофа во многом изменила судьбу флота.
Я тоже должен был быть в том самолете, но за час до вылета отпросился у командующего и улетел в Североморск, проведать дочь...
Борис Демин, подполковник запаса, в 1981 году - секретарь парторганизации авиадивизии, в которую входил Ту-104А Спиридонова:
- Самолет был старый, планировалось, что его вскоре будут списывать. И экипаж на нем подобрался предпенсионный, то есть опытный. Перед трагедией командир экипажа подполковник Анатолий Инюшин жаловался на партсобрании: помогите совладать с нарушениями, которые допускает в полетах на самолете начсостав флота. Но сам он в загрузку Ту-104 не вмешался: кому охота вступать в пререкания с начальством перед дембелем? Хотя загрузились с нарушениями - хвост утяжелили. В чем вина нового бортинженера экипажа - он пришел перед полетом. Нужно было на время взлета перегнать всех пассажиров в нос корабля: ну, сели бы на колени друг к другу адмиралы, потеснились бы... И это решение должно было быть очевидно для командующего авиацией флота. Который промолчал вслед за Инюшиным, видимо, надеясь на авось.
В гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра. Кстати, рассказывают, что после катастрофы вся полоса была засыпана апельсинами: много их везли из Питера в Приморье погибшие офицеры... А протокол того партсобрания у меня сразу после катастрофы изъяли...
Послесловие. Завтра один из центральных телеканалов покажет свою версию катастрофы 7 февраля 1981 года. Расскажут ли нам о вине в гибели 52 приморцев главных тогдашних флотских начальников? Ведь "стрелочниками" по итогам расследования были назначены только погибший экипаж и командир транспортного авиасоединения, в которое входил несчастный борт Ту-104А...
Акт расследования. Катастрофа Ту-104А авиации ТОФ в районе а/п Пушкин
* Тип происшествия: катастрофа.
* Дата: 7 февраля 1981 г.
* Страна: СССР.
* Место происшествия: Ленинградская область, окрестности военного аэродрома близ г. Пушкин.
* Тип ВС: Ту-104А.
* Регистрация ВС: СССР-42332.
* Авиакомпания: ВМС СССР.
* Описание. Самолет Ту-104А авиации ТОФ с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе - главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток, разбился сразу после взлета с военного аэродрома Пушкин. Вскоре после отрыва на высоте около 50 м самолет вышел на критические углы атаки, потерял скорость, завалился вправо, с большим креном рухнул на землю, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту. Расследованием установлено, что самолет был перегружен и имел заднюю центровку, выходящую за рамки допустимого диапазона. Попав в условия умеренного сдвига ветра, неустойчивый самолет свалился.