| | «Эфиопский» день рождения | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
VikVas Создатель и оформитель форума
Сообщения : 188 Дата регистрации : 2010-03-09 Возраст : 87
| Тема: «Эфиопский» день рождения 19.03.10 6:43 | |
| Первое сообщение в теме :«Эфиопский» день рожденияhttp://www.redstar.ru/2001/02/06_02/a_p26.htmlПодполковник Александр ЮРАСОВ. Владивосток. Добрый день, уважаемая редакция! Удивительно, но факт - «Красная звезда» не только «помнит», что было 1 октября 1950 г., но и дарит яркие воспоминания о днях спецкомандировки в Социалистическую Эфиопию. И опять все символично - 1 октября 2000 г. Михаил Фалалеев и Константин Петров заставляют поверить в Отечество, а не начальство! Извиняюсь, что не являюсь постоянным читателем вашей многоуважаемой газеты: вина же в том - нет получки за прошедший месяц, не куплены учебники сыну-пятикласснику, нет возможности слетать, как было раньше, на могилу родителей. Случайно курсант Бузей, услышав мой рассказ о горевших самолетах и вертолетах в Асмаре, принес на кафедру ТОВВМИ из ротной подшивки «Красную звезду» от 27 сентября 2000 года. Прочитав от «корки до корки» многополосную газету, снова вспомнил о давно пережитом. ...1979 год. Мы, по легенде МИДа, очередная группа «советских волейболистов», а на самом деле молодые офицеры-авиатехники ВВС Тихоокеанского флота, одетые в одинаковые штаны 50 размера и галстуки, болтающиеся на тонких шеях, оказались в жаркой Африке. В Асмаре. Ночные обстрелы аэродрома сепаратистами были частыми, но на улицах днем нас окружали улыбающиеся люди, строившие социализм и гордо носившие новый герб Эфиопии и портреты их лидера - Менгисту Хайле Мариама. Простые люди верили в нас и в нашу помощь. И, честно говоря, в то время сердце переполнялось восхищением и особой гордостью за нашу Родину. Новый, 1980 год принес беду - при перелете через Карачи потерпел катастрофу Ан-12 с моим однокашником на борту Мансуровым. ...После очередного обстрела в 1982 г. наша авиагруппа под командованием подполковника Грищенко возвела вокруг объекта «колючие» заборы, что вызвало непонимание со стороны эфиопских коллег и даже советских гражданских специалистов. После подрыва на мине главного военного советника Демина с переводчиком Юрием Ермаковым мы по ночам стали охранять аэродром. «Садыки» - товарищи из эфиопской гвардии совсем отказывались нас понимать. Прилет к нам главкома ВМФ С. Горшкова вселил уверенность, что Асмара и о. Дахлак арендованы на 25 лет. Это позволило увереннее выполнять боевые задачи. Первые ордена и медали получили дальневосточники - командиры экипажей противолодочных самолетов Ил-38 - гордость нашего Николаевского полка: Шимановский, Сукоркин, Чекуров, Минаев... К маю 1984 г. мы так «достали» американскую разведку, что, прибегнув к помощи «зеленых беретов» из Саудовской Аравии, они совершили диверсию - практически с 20 метров расстреляли и сожгли наши самолеты, перекрашенные под «аэрофлот». В пепел за 20 минут превратились и вертолеты Ми-8 - «палочки-выручалочки» армейских командиров. День 25 мая с тех пор стал для нас поистине вторым днем рождения. Каждый год мы поднимаем в этот день тост за погибших сослуживцев в Эфиопии, Йемене, Пакистане... Уважаемые члены Координационного совета, пополните свой список еще малоизвестными именами воинов-интернационалистов: подполковников А. Кабанца, В. Гусева, А. Юрасова, майоров В. Борисова, Ю. Иванова, капитанов В. Ерохи, В. Кузнецова, Осипова, прапорщиков А. Качесова, В. Скобелева. Можно вспоминать фамилии и дальше. Молодежь, которая, к сожалению, не знает о них, должна хотя бы помнить их имена... [AD] | |
| | |
Автор | Сообщение |
---|
Павел Активный участник
Сообщения : 64 Дата регистрации : 2010-07-14 Возраст : 62 Откуда : Владивосток
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 20.07.10 20:12 | |
| Владимир Васильевич! Я восхищен Вашей ясной памятью на такие подробности и той оперативности, с которой Вы даете ответ. Пока ждем с нетерпением ответов на уже поставленные вопросы и будем готовить новые. Надеюсь, что народ подтянется к этому? Подскажите потом по моей схеме дислокации на аэродроме Асмара , чтобы я мог устранить неточности. С уважением, Павел. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 21.07.10 0:39 | |
| - где проживал офицерский состав (когда перебрались в город)
Где-то через полмесяца-месяц после прибытия в Асмару встал вопрос о предоставлении жилья в городе для личного состава...Мы мечтали о семьях и ждали обещанных приездов.. Сразу надо признаться,что вопрос этот был самым трудным! В стране идет война,строительства нет!..Огромные очереди ожидающих и бездомных!... И тут мы!!! Эфиопы прекрасно понимали,что мы им навязаны правительством и пользы для них не представляем.. Но,тем не менее, прямых упреков в том,что мы не вовремя-практически не получали. Может быть,этому способствовали внеслужебные связи с влиятельными гражданами Асмары!?... Некоторые из них к нам симпатизировали и помогали в нужных знакомствах,направляли к людям,которые могут решить вопрос положительно.. Я уяснил очень быстро,что в Эфиопии ничего нельзя требовать!.. Только диалог! Только доброжелательность! Только решение ГЛАВНЫХ вопросов вроде бы в нерабочей обстановке! Так или иначе, но уже к весне 80 года нам были предоставлены три 100 метровых квартиры с охраной,отделанных под "евроремонт" Используя проживание в них "с подселением",мы готовы были принять практически семьи всех офицеров и прапорщиков авиагруппы. Плюс была выделена квартира для Оборонко и его замов.Предлагались коттеджи дополнительно,но взмолился начальник управления охраны! Коттеджи требуют большого количества людей для организации охраны! А их у эфиопской стороны не хватало! Иван Евсеевич,в одном из своих приездов,правда,упрекнул меня в медлительности при решении вопроса получения квартир!.. Однако-на следующий день-мы поехали с ним к губернатору провинции Эритрея... И вышли ни с чем!.. Ответ был таков:-"Эти вопросы мы решили с командиром Владимиром и я не склонен к ним возвращаться". Оборонко это не понравилось,но делать было нечего!
Квартиры были выделены в центре города. Доставку личного состава на службу и обратно осуществляли собственным транспортом-автобусом ПАЗ, УАЗами 452 и 469. Охрана привлекалась только с началом комендантского часа ( с 20.00 до 6.00) в случае,если личный состав не успевал из-за полетов убыть домой заблаговременно
На аэродроме Асмара дислоцировалось 2 авиакрыло ВВС Эфиопии с самолетами МиГ и вертолетами Ми-8
- как осуществлялись подачи заявок на полеты и как взаимодействовали с их диспетчерской службой - кто производил метеонаблюдения
Заявки на полеты производились согласно Меморандума,в составлении которого ( а он соответствовал существующим в то время документам) приняли участие три стороны-Представитель ГА Эфиопии,представитель военного сектора и представитель от советской стороны.. ..деталь для разрядки..Документ готов и его приносят на подпись..Читаю- Представитель СССР,командир Авиагруппы,майор Волошин В.В.... Делаю удивленное лицо-какой майор? Ведь я же "гражданский"(на самом деле -капитан)!? И почему майор!?...Получаю невинный ответ-"А у вас выходит время на получение звания майор!.. А документ-перспективный! Чего его менять через несколько дней!?" Оставалось только ухмыльнуться про себя!... .. Так вот.. Заявки на полеты самолетов с пересечением госграницы подавались за сутки службе аэропорта. Заявки на полеты вертолетов подавались туда же за час до вылета. Экипажи проходили медосмотр,получали метеоинформацию и заполняли полетный план,копию которого оставляли в аэропорту. Полетами самолетов и,очень часто,вертолетов-руководил я сам. На КДП был выделен отдельный микрофон,с которого велся радиообмен на русском языке. Когда я был занят,полетами вертолетов руководили ребята-диспетчера аэропорта на английском,(В экипаже,в этом случае,был переводчик) . С диспетчерами отношения складывались отличные!
...Опять для разрядки... Прилетели и заруливают Ил-38... В документах(флайтплане) они прописались как Ил-18. Интерес огромен и за бортами наблюдают! Вопрос ко мне:-"А почему вы Ил-38 назвали Ил-18!?".. Дело в том,что на КДП уже в то время лежал справочник "Все самолеты мира"! В котором был уже и наш ЯК-38! Я уже не говорю об Ил-38! Не скажешь же ему,что мы так бережем свои секреты!...
Последний раз редактировалось: ВВВ (21.07.10 9:18), всего редактировалось 3 раз(а) | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 21.07.10 0:52 | |
| - кто был Зам по тылу, по ИАС и по Тех
Заместитель по политчасти-Закиров Риф Римович Заместитель по МТО-Савельев Валерий Кузьмич Заместитель по ИАС-Чумаков Юрий Анатольевич
- Как проводились регламентные работы на вертолетах в условиях тропиков
В утренние и послеобедееное время,ближе к вечеру,КЛИМАТ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛ. Сухо,тепло! Работалось нормально. В жаркие часы на технике старались не работать
- куда выезжали в свободное время,
В город. Кинофильм в кинотеатрах. Прогулки по городу. Рынок и бутики. При возможности часть л.с летала искупаться на О.Дахлак. Ходили в приличный бассейн в городе. За город выезжали один раз-на 23 февраля. С охраной.
- были ли замены личного состава в вашу бытность и как это осуществлялось
Замены были. Убыл офицер связи по болезни. Убыло трое офицеров по личной недисциплинированности. Убыло два матроса из-за инцидента с попыткой продать топливо эфиопским гражданам. Со следующими самолетами им прибывала замена.
Последний раз редактировалось: ВВВ (23.07.10 22:23), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 21.07.10 1:02 | |
| По Вашей схеме.. В принципе,она правильная! Стоянка автотехники(автопарк),правда,у нас не была соединена с РД. Выезд на аэродром осуществлялся через гарнизон при аэродроме. И потом-со временем стоянки немного переносились по условиям. У нас было время,когда Ан-12 стояли на перроне аэропорта. Ил-38 стояли между РД и ВПП и т.д. | |
| | | Павел Активный участник
Сообщения : 64 Дата регистрации : 2010-07-14 Возраст : 62 Откуда : Владивосток
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 22.07.10 17:23 | |
| Владимир Васильевич. Перейдем к очередной порции вопросов: - были-ли летные происшествия и предпосылки к ним (по тогдашней терминологии) - какова была обстановка на Асмаре и ее окресностях, были-ли инциденты с сепаратистами и местными властями - как осуществлялось медобеспечение - какие события Вам наиболее запомнились - были-ли в отпуске, как, на сколько - повторюсь о финансовом обеспечении (если не можете, не отвечайте) - когда и кому Вы передали "бразды правления", что было с остальным л/с (заменялись или нет). Думаю, от себя Вы найдете, что добавить. С уважением, Павел. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 22.07.10 20:34 | |
| - были-ли летные происшествия и предпосылки к ним (по тогдашней терминологии)
В целом ,хочу сказать, за период моего пребывания с летной работой все выглядело благополучно. Все задания на ВР экипажами Ил-38 были выполнены в срок и без проблем со стороны обеспечения авиагруппой. Ну, а предпосылок избежать не удалось.. С вертолетами их практически не было,если не считать борта Ми-8,взятого Оборонко по каким-то морским делам.. Пользуясь своим положением,Иван Евсеевич докомандовался на борту,изображая начальника,что кончилось топливо. Пришлось подвозить другим бортом. По этому полету я в отчете дал информацию и указал(по существующей методике) виновников предпосылки-Командира экипажа и Нач.ПМТО, в чьем распоряжении был вертолет. Евсеичу это не понравилось! Вторым происшествием стала поломка АН-12 экипажа Подскребаева... Типовой случай..Старый пилот и молодой инструктор,который раньше был подчиненным.. В результате-при заходе на посадку в Асмаре, оба пилота надеялись друг на друга и самолет садился сам!..Проскочили пол-полосы на высоте 2-3 метра,не снижаясь!..Нужно бы уйти на второй круг и сделать повторный заход,а они убрали обороты и сели во второй половине ВПП,на повышенной скорости. Аварийное торможение,разрушение резины,разворот на ВПП,поломка винтов... А тут-как назло- борт с Джиды!..Гражданский!Если не убрать самолет,то насчитают по самые нехочу!!! Решение созрело быстро-на краю аэродрома стояла танковая часть эфиопов. Попросили их сдернуть самолет с ВПП. Сдернули!!! Правда-одного танка не хватило! Я тогда еще поерничал:
...Ужасно рады эфиопы Стоят,раскрыв в восторге рот- Два танка-как вола за ж..у С бетона тащат самолет...
По этому случаю-до сих пор удивляюсь!-первый и последний раз был свидетелем того,как самолет восстановили силами экипажа и личного состава авиагруппы,без прилета комиссии и специалистов. В Массауа присмотрели "бесхозный" Ан-12 (благо их было достаточно на всех аэродромах.. Эфиопы не любили наш Ан-12 за трудность в управлении и ,по -возможности ,"раскладывали" их при первом удобном случае). С него сняли шасси, винты и еще кое-что. Двигатель прислали из Москвы и его заменили силами личного состава. Облетались,улетели! Мне подумалось,что Подскребаева я больше не увижу в Эфиопии...Ан нет! Каково было мое удивление-через месяц он прилетел обратно! Лучше бы не прилетал!.. Поскольку потом были Карачи и его падение там...
Последний раз редактировалось: ВВВ (28.07.10 14:00), всего редактировалось 2 раз(а) | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 22.07.10 21:03 | |
| - какова была обстановка на Асмаре и ее окресностях, были-ли инциденты с сепаратистами и местными властями Асмара была окружена сепаратистами. Сообщение между соседними городами производилось периодически.Собирался караван автомобилей,и-под прикрытием конвоя-двигались в путь. Часто на конвой нападали и вершили суд прямо на месте. Мы за пределы города выезжали только для того,чтобы вернуть оставленные автомобили на переходе Массауа-Асмара. Забрали без происшествий. В городе к нам относились практически доброжелательно. Только один раз,когда мы "увлеклись"полетами по фронтам,я обнаружил утром в УАЗе,стоящем ночь у дома,записку,что нам бы желательно заниматься своими задачами и не лезть во внутренние заморочки эфиопов. В центре города мы ходили группами и по одному и это не вызывало опасения.. Однако,как и в любом городе,существовали районы,куда появляться было нежелательно. Слава Богу,что об этих районах большинство личного состава и не знало! В самом центре города был "Тунель бар".. Пользовался славой,что в нем собираются недруги власти-сепаратисты...Попробовали мы однажды-заглянули туда вечерком!..Благо от нашего дома он был в ста метрах! Косые и настороженные взгляды мы заметили,но все кончилось благополучно Uploaded with ImageShack.usВот здесь он с женой(стоит рядом со мной)... Несколько раз прилетал с нами к брату-Губернатору острова Дахлак и возвращался...А последний раз-не вернулся! А эта фотография-один из моих полетов в Эфиопии. Риф дает мне контроль...
Последний раз редактировалось: ВВВ (25.07.10 9:57), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 22.07.10 21:14 | |
| - как осуществлялось медобеспечение
С медобеспечением проблем не было... Хотя в штате авиагруппы не было медработника,в городе работал госпиталь.Врачи в нем были,в основном,россияне. Мы с ними сотрудничали и дружили | |
| | | Павел Активный участник
Сообщения : 64 Дата регистрации : 2010-07-14 Возраст : 62 Откуда : Владивосток
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 23.07.10 12:37 | |
| Владимир Васильевич, еще порция вопросов: - какова была в среднем летная нагрузка на экипаж вертолета - на сколько времени вас направляли в эфиопию - кто бывал с проверками от ВВС ВМФ, ВВС ТОФ, чем они занимались - были ли происшествия и ЧП в авиагруппе. С уважением, Павел. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 23.07.10 14:22 | |
| - какова была в среднем летная нагрузка на экипаж вертолета
Летали не очень много-два-три раза в неделю на Дахлак (около 2 часов налета за полет). По фронтам-налетывали до четырех часов в день. Как правило,летал один экипаж,два экипажа в один день использовались редко. Ведущим экипажем был,безусловно,экипаж Закирова. Порой он выполнял и те задания,которые планировались Михайловскому.
В летном еле "авралили" редко... Практически,только при посещении группы Главнокомандующим ВМФ СССР вертолеты работали с утра до вечера.И на следующий день-до отлета делегации. Вертолеты своими силами переоборудовали под салон-расстелив ковры на полу и установив кресла. Заготовили достаточное количество зонтов от солнца. Главнокомандующему в группе,кажется понравилось. Хотя-утром,при представлении в аэропорту поглядел он строго. В помещениях был наведен достойный порядок,все блестело от свежей краски. Горшков заслушал доклад о состоянии дел отдельно. Затем потребовал повторить доклад в присуствии личного состава всех категорий и обратился к последнему-какие есть жалобы и замечания по условиям проживания,службы.. В ответ,конечно,дружная тишина! Далее ГК ВМФ улетел на вертолетах на Дахлак,где начиналось показное учение с высадкой десанта с кораблей на воздушной подушке. Но там что-то не пошло с матчастью и Закирову пришлось строить маршрут таким образом,чтобы днищем вертолета закрыть суету вокруг тонущего судна. Ночевал ГК ВМФ на Дахлаке... У нас оставался представитель авиации в делегации,генерал-майор Вишенский,который достаточно глубоко уяснил состояние дел и обстановку
- на сколько времени вас направляли в эфиопию
Срок предполагаемого нахождения в командировке планировали на два года. При желании,срок продлевался и были такие,как например,Алексей Григорьев,которые прожили в Асмаре около пяти лет,родив там и детей. В этом случае они неоднократно ездили в отпуск-через рейсы ГА Аддис-абеба - Москва. Получалось по два месяца.
- кто бывал с проверками от ВВС ВМФ, ВВС ТОФ, чем они занимались
От ВВС ВМФ я уже упомянул Вишенского.Больше никого не было. От ВВС ТОФ практически никого не было. Прилетали в составе экипажа полковник Ефимов (штурман) и кто-то из политработников. Жили они по-распорядку и практически не были заметны ,как проверяющие-вместе со всеми бывали в городе,часто-на стрельбище (стреляли мы много! Используя возможность получать боеприпасы у советников без ограничений,стреляли все столько,сколько хватало терпения заряжать магазины автоматов и пулемета.В конце-концов дошло до того,что при опросе-кто хочет выехать на стрельбище-ответом была тишина) | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 23.07.10 16:02 | |
| | |
| | | Павел Активный участник
Сообщения : 64 Дата регистрации : 2010-07-14 Возраст : 62 Откуда : Владивосток
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 23.07.10 18:16 | |
| Владимир Васильевич, спасибо за хорошую ссылку. Очень важный материал, дополняющий Ваш рассказ. Уточните пожалуйста каков был номер ПМТО 933 или 733? С уважением, Павел. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 23.07.10 20:04 | |
| 933 ПМТО ВМФ в Эфиопии,арх.Дахлак,остр.Нокра .Красное море.
От Массауа до ПМТО на о.Нокра-53 километра,а не 28,как указано в статье...
Кстати..Плавучий док (ПД-66), прекрасно видно-как он лежит,затопленный в месте своего базирования в ГУУГЛе | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 04.08.10 19:50 | |
| А вот,кстати,командир ПД-66 По-моему-Гаджиев,но не уверен... | |
| | | Alerozin Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2011-01-03
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 03.01.11 17:01 | |
| Владимир Васильевич. Как вы написали вы были первым командиром авиагруппы в Асмаре. Среди прочего я интересуюсь нашим участием в эфиопских делах - в основном морским, у меня есть публикация «Горячее Красное море – ВМФ СССР в боях у берегов Эфиопии.» на моей странице http://alerozin.narod.ru/red.htm. Сейчас я готовлю обновление и планирую использовать то что вы рассказали о создании авиагруппы, но к сожалению не знаю вашу фамилию и звание, не могли бы вы мне ее сообщить. Можно здесь или по адресу alerozin@yandex.ru. Кроме того почти отсутствует информация о командирах ПМТО. Из вашего рассказа понятно что в 1979-1980 им был капитан 1 ранга Оборонко Иван Евсеевич, а он был первым командиром, или нет, и кто его сменил. Еще вопрос для участников. Уточните по возможности когда было нападение на наши Ил-38: 9 мая 1985г. как написано в публикации «Визит «Герильяс» (1985г.)» или в ночь с 20 на 21 мая 1984г. как в статье «Красной звезды». В публикации Tom Cooper «Ethiopia and Eritrea, 1950-1991» Sep 2, 2003, 09:22 с сайта http://www.acig.org/artman/publish/printer_179.shtml приводятся данные о результативности нападения. В ночь с 20 на 21 мая 1984г. мятежники напали на аэродром Асмары, где они по их сведениям разрушения не менее чем 32 эфиопских и советских самолетов, включая 16 истребителей Миг-21 и МиГ-23, два транспортных Ан-26, два советских противолодочных самолета Ил-38, четыре других самолета, и шесть вертолетов Ми-8 и Ми-24. | |
| | | VikVas Создатель и оформитель форума
Сообщения : 188 Дата регистрации : 2010-03-09 Возраст : 87
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 03.01.11 19:44 | |
| - Alerozin пишет:
- Владимир Васильевич. Как вы написали вы были первым командиром авиагруппы в Асмаре. Среди прочего я интересуюсь нашим участием в эфиопских делах - в основном морским, у меня есть публикация «Горячее Красное море – ВМФ СССР в боях у берегов Эфиопии.» на моей странице http://alerozin.narod.ru/red.htm. Сейчас я готовлю обновление и планирую использовать то что вы рассказали о создании авиагруппы, но к сожалению не знаю вашу фамилию и звание, не могли бы вы мне ее сообщить. Можно здесь или по адресу alerozin@yandex.ru. Кроме того почти отсутствует информация о командирах ПМТО. Из вашего рассказа понятно что в 1979-1980 им был капитан 1 ранга Оборонко Иван Евсеевич, а он был первым командиром, или нет, и кто его сменил.
Приветствую Вас на этом форуме. Думаю, что Ваши материалы могли бы интересны участникам нашего форума. К сожалению, ни одна из приведённых Вами ссылок не работает. Прошу, если это не затруднит Вас, опубликовать имеющиеся материалы здесь. Живая дискуссия по спорным вопросам тоже в духе форума. С уважением, Виктор Дряхлов. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 03.01.11 21:04 | |
|
Еще вопрос для участников.
По существу вопросов я уточню у тех,кто был в Асмаре на момент нападения и отвечу
| |
| | | Alerozin Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2011-01-03
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 04.01.11 1:46 | |
| | |
| | | Павел Активный участник
Сообщения : 64 Дата регистрации : 2010-07-14 Возраст : 62 Откуда : Владивосток
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 04.01.11 13:23 | |
| - Alerozin пишет:
Еще вопрос для участников. Уточните по возможности когда было нападение на наши Ил-38: 9 мая 1985г. как написано в публикации «Визит «Герильяс» (1985г.)» или в ночь с 20 на 21 мая 1984г. как в статье «Красной звезды». В публикации Tom Cooper «Ethiopia and Eritrea, 1950-1991» Sep 2, 2003, 09:22 с сайта http://www.acig.org/artman/publish/printer_179.shtml приводятся данные о результативности нападения. В ночь с 20 на 21 мая 1984г. мятежники напали на аэродром Асмары, где они по их сведениям разрушения не менее чем 32 эфиопских и советских самолетов, включая 16 истребителей Миг-21 и МиГ-23, два транспортных Ан-26, два советских противолодочных самолета Ил-38, четыре других самолета, и шесть вертолетов Ми-8 и Ми-24. Уважаемый Alerozin. На страницах этого форума был мною размещен материал по атаке эритрейскими сепаратистами аэродрома Асмэра ("Визит «Герильяс»). Вы совершенно справедливо отметили несоответствие в датах. По этому поводу я пытался разобраться и установил, что с годом действительно вышла ошибка. Описываемые события произошли в мае 1984г. А вот с конкретной датой получается сложнее. Несколько разных участников этих событий называли именно 9 мая (у них были вполне конкретные ассоциации), а вот 20 мая мне попадается впервые. Но это совершенно не значит, что оно не верно. Нужно еще искать свидетелей и очевидцев. (Было бы очень здорово, чтобы откликнулся подполковник А. С. Ключник, бывший в ту пору командиром авиагруппы. Он должен был бы точно помнить дату такого "события". Наверняка ведь был "разбор полетов" в верхах с оргвыводами). Прошу не судить меня строго за допущенные неточности. Я как-раз и расчитывал этой публикацией устранить пробелы и ошибки. (Кстати, бывший командир этой авиагруппы полковник В. П. Грищенко, который сменил подполковника Волошина Владимира Васильевича в беседах со мной говорил, что это было в его пору - в мае 1983г., когда он был в отпуске в Союзе. Потом выяснилось, что мы говорим о разных событиях. Возможно и отличия в датах двух публикаций произошло по этой же причине. Не исключено, что их авторы смешали два похожих эпизода с нападением на Асмэру. Но, это только мои предположения). С уважением, Павел Левшов. | |
| | | Alerozin Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2011-01-03
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 18.01.11 4:23 | |
| Может есть у кого книга А.Н.Сикварова "Взлетающие с палуб". Мне интересны описанные там действия вертолетчиков при тралении мин в Красном море в 1984г. Если есть возможность отсканируйте и пришлите по адресу alerozin@yandex.ru. Заранее спасибо. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 18.01.11 4:28 | |
| Книга то есть,в том числе и у меня! Вот только наш л.с. этим не занимался. Тем не менее,посмотрю..
В предыдущем сообщении смущают даты! Так , течении 79-80 года -не было ни одного обстрела аэродрома и нападения на личный состав. Экипаж подполковника Подскребаева погиб в 84 году ,а не в 80-м | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 18.01.11 5:56 | |
| Внимательно изучил главу 14 книги "Взлетающие с палуб" - 710-й корабельный вертолетный полк" и не нашел описания действий вертолетчиков полка в Красном море,связанных с тралением. Ныне покойный Анатолий Николаевич широко осветил работу личного состава и других флотов..Может быть Вы имеете ввиду их действия? Информирую Вас,что при желании Вы можете приобрести книгу "Взлетающие с палуб" Ее распространяет полковник Лаганов Николай Андрианович. Стоимость книги с пересылкой -порядка 600 рублей. Если есть интерес,то я могу дать адрес и телефон. Все,кто обращался с подобной просьбой книгу получили
С уважением - Владимир Волошин | |
| | | Alerozin Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2011-01-03
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 19.01.11 0:01 | |
| В Красном море в 1984г. работали черноморцы 2 вертолета «Ми-14БТ» и 5 - «Ка-25БТ» из 872-го ОПЛВП и 5 – «Ка-25ПЛ» из 78 ОКПЛВП. Если не сложно посмотрите по книге мне писали что о их работе материал есть. | |
| | | ВВВ Активный участник
Сообщения : 78 Дата регистрации : 2010-03-10 Возраст : 72 Откуда : Сызрань
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 19.01.11 0:03 | |
|
Последний раз редактировалось: ВВВ (20.01.11 1:57), всего редактировалось 1 раз(а) | |
| | | Alerozin Новичёк
Сообщения : 6 Дата регистрации : 2011-01-03
| Тема: Re: «Эфиопский» день рождения 19.01.11 0:16 | |
| Почти весь материал который будет включен в главу "Авиаторы ТОФ в Асмэре" взят из материалов вашей страницы. Выглядит он так. Вот в таких непростых условиях действовали советские морские летчики с авиабазы в Асмэре. Для отправки в Эфиопию в составе авиагруппы было набрано порядка тридцати человек - в основном, офицеры и прапорщики четвертой - транспортной эскадрильи 710 ОКПЛВП - два экипажа вертолетов Ми-8 (Закиров-Кузьмин, Михайловский-Григорьев) и техгруппа обслуживания. С других гарнизонов были привлечены в основном связисты, шифровальщики и офицеры-прапорщики АТБ. В ноябре 1979г. из Владивостока на корабле личный состав группы и автомобильную технику - 28 автомобилей отправили в рейс, который завершился в начале декабря в Массауа. Оттуда автомобили перегонялись эфиопской стороной в Асмару в конвое, при этом порядка 5 автомобилей были брошены по дороге из-за выхода из строя. Потом автомобили были эвакуированы уже личным составом авиагруппы на прицепах. Личный состав был перевезен вертолетами 2 авиакрыла к месту дислокации в Асмэра. (https://710-polk.forum2x2.ru/t54p30-tema) Назначенный командиром авиагруппы капитан Волошин Владимир Васильевич отправился в Эфиопию в конце декабря 1979г. другим маршрутом. Прибыв из Москвы на авиабазу в Качу он получил два вертолета МИ-8, загрузили их на средний морской сухогрузный транспорт ЧФ «Тургай» (капитан Белявский Александр Иванович) и убыли в Массауа. Вертолеты пришлось частично разбирать - отсоединяли хвостовые балки. В Массауа собирали их уже силами прибывшего из Асмары личного состава, облетали в аэропорту Массауа и перелетели в Асмару. Примерно к 15 января 1980г. группа начала функционировать полнокровно. В документах группа называлась "Обьект № 040". Авиагруппа являлась подразделением Пункта Материально- Технического Обеспечения базирующегося на о.Дахлак и командир авиагруппы являлся заместителем командира ПМТО по авиации. С ПМТО авиагруппа начала тесно взаимодействовать лишь по прибытии вертолетов и начала регулярных полетов на Дахлак. В основном, ставилась задача закупки продовольствия в Асмаре и доставка его на остров, чуть позже - перевозка личного состава с кораблей на отдых в Асмару и обратно. Задачи на отдельные мероприятия, полеты самолетов приходили из Москвы и Владивостока и на ПМТО и, напрямую, в авиагруппу через канал связи советников (более удобен т.к. не шифровался и не занимал времени на расшифровку). Еще через полмесяца в начале февраля 1980г. в авиагруппу начали прилетать самолеты. Транспортные Ан-12 были из Москвы (экипажи майора Петросян Георгия Рубеновича и Подскребаева В.С.- они практически меняли друг друга) и из Кневичей (экипажи Подгузкова, Барган). Противолодочные Ил-38 были с ТОФ – Николаевские, экипажи менялись практически каждый раз. Прилетали на месяц. Периодичность вылета на разведку дважды в месяц и, дополнительно, по особым указаниям. Вылетали как правило, ночью, с таким расчетом, чтобы быть в назначенном районе утром. Вертолеты авиагруппы помимо снабжения ПМТО, по их приказаниям, с ведома нашего командования, выполняли полеты по фронтам осуществляя перевозку боеприпасов, продовольствия, вывоза раненых, разведку и т.д. Особенно в тот момент, когда у вертолетчиков 2 авиакрыла в Асмаре возникли проблемы с авиатехникой. Полеты выполнялись в зону фронтов севернее Асмары. (https://710-polk.forum2x2.ru/t54p30-tema) В 1979-1980г. расположение авиагруппы не обстреливали, но то что идет война авиаторы естественно ощущали. Подполковник Волошин Владимир Васильевич вспоминает: «Асмара была окружена сепаратистами. Сообщение между соседними городами производилось периодически. Собирался караван автомобилей, и под прикрытием конвоя двигались в путь. Часто на конвой нападали и вершили суд прямо на месте. Мы за пределы города выезжали только для того, чтобы вернуть оставленные автомобили на переходе Массауа-Асмара. Забрали без происшествий. В другой раз совершить экскурсию по Эфиопии помог случай..В авиагруппе создалась тяжелая обстановка с авиатопливом..Тысяча тонн согласно телеграммам была выслана в наш адрес,но в Эфиопии о ней и ее местонахождении представляли слабо. Только вояж по городам Ассаб,Дире-Дауа,Дебре-Зейт,Аддис Абеба с экипажем майора Петросян Г.Р. принес положительные результаты-топливо было найдено в Ассабе,на нефтеперерабатывающем заводе,была оформлена соответствующая документация и,по принципу сообщающихся сосудов ,топливо было получено в Асмаре В городе к нам относились практически доброжелательно. Только один раз, когда мы "увлеклись" полетами по фронтам, я обнаружил утром в УАЗе, стоящем ночь у дома, записку, что нам бы желательно заниматься своими задачами и не лезть во внутренние заморочки эфиопов.» (https://710-polk.forum2x2.ru/t54p30-tema) В конце 1980г. командира авиагруппы капитана Волошина Владимира Васильевича сменил подполковник Виталий Петрович Грищенко. Наши Илы действовали все активнее, в течение 1981г. экипажи 77 оплап с Асмэры и Ил-38 из состава 145 оплаэ ВВС БФ с Адена выполнили 104 самолето-вылета в Индийский океан. В течение 1982г. экипажи 77 оплап неся боевое дежурство с аэродромов Адена и Асмэра выполи 62 самолета-вылета в районы Красного, Аравийского морей в Центральную часть Индийского океана. (Левшов. П. «Наши морские авиаторы за границей.» с сайта https://710-polk.forum2x2.ru/forum-f4/tema-t54.htm) Первые ордена и медали получили дальневосточники командиры экипажей противолодочных самолетов Ил-38 - гордость Николаевского полка Шимановский, Сукоркин, Чекуров, Минаев. («КЗ» 06.02.2001г. стр2.) Война все чаще касалась наших летчиков. После очередного обстрела в 1982г. авиагруппа под командованием подполковника Грищенко возвела вокруг объекта «колючие» заборы, что вызвало непонимание со стороны эфиопских коллег и даже советских гражданских специалистов. После подрыва на мине главного военного советника Демина с переводчиком Юрием Ермаковым летчики по ночам стали охранять аэродром. «Садыки» - товарищи из эфиопской гвардии совсем отказывались нас понимать. («КЗ» 06.02.2001г. стр2.) К маю 1984 г. мы так «достали» американскую разведку, что, прибегнув к помощи «зеленых беретов» из Саудовской Аравии они совершили диверсионную акцию против наших противолодочников. Командиром авиагруппы был подполковник А.С.Ключник. Как уже говорилось и ранее аэродром Асмара подвергался ракетному обстрелу эритрейских сепаратистов. На верблюдах повстанцы подвозили к аэродрому импровизированные ракетные установки, сделанные из блоков НУРС и под покровом ночи производили обстрел. Эти обстрелы оказывали в основном психологическое давление, так как точность стрельбы из этих установок оставляла желать лучшего. В этот раз они решили действовать наверняка направив группу коммандос с РПГ-1 прямо на летное поле аэродрома Асмара. Как это не странно точная дата нападения не совсем понятна, называется 9 мая (Левшов П. «Визит «Герильяс»» с сайта https://710-polk.forum2x2.ru/forum-f4/tema-t54.htm), ночь с 20 на 21 мая (Tom Cooper «Ethiopia and Eritrea, 1950-1991») и 25 мая («КЗ» 06.02.2001г. стр2.) 1984г. Как бы там не было практически с 20 метров диверсанты из гранотометов расстреляли и сожгли 2 наших самолета Ил-38 77 оплап, перекрашеные под «аэрофлот». В пепел за 20 минут превратились и 2 вертолета Ми-8. («КЗ» 06.02.2001г. стр2.) Еще один Ми-8 и Ан-12 получили повреждения. Из воспоминаний бывшего заместителя начальника отдела боевой подготовки ВВС ТОФ полковника В. С. Лащевского, тогда капитана, командира вертолетного звена: «В 22.00 по местному времени дежурный по авиагруппе ВВС ТОФ со словами «Достало здесь все!» сделал попытку принять горизонтальное положение на койке в казарме, в которой проживали экипажи авиагруппы ВВС ТОФ. Не успела голова коснуться подушки, как створки окна казармы резко распахнулись от взрывной волны, а вслед за этим раздался грохот. Взрывалось что-то в районе стоянки дежурного звена самолетов МиГ-27 эфиопских ВВС и их склада первого боекомплекта. Все, кто находились в помещении, бросились на пол, расхватав личное оружие и на всякий случай отодвинувшись от окон. Командир авиационной комендатуры подполковник А. С. Ключник крикнул переводчику И. Бетарову, чтобы тот немедленно связался по телефону с эфиопским командиром авиационной базы для уяснения обстановки и принятия мер по охране и обороне стоянки авиагруппы… Переводчик, ни под каким предлогом не хотел вставать с пола и идти к телефону, тогда мне пришлось стать с автоматом у окна, делая вид, что занял оборону. Только после этого удалось связаться с эфиопским командованием. Большой ясности общение не внесло, но и так было понятно, что аэродром подвергся огневому набегу сепаратистов. Слышалась хаотичная стрельба и отдельные взрывы, которые постепенно приближались к стоянкам советских самолетов и вертолетов. Обычно, на аэродроме постоянно базировались 2 Ил-38 77 оплап, 2 Ми-8 710 окплвп и 1 Ан-12 593 отап ВВС ТОФ. Но в этот вечер наших летательных аппаратов было больше. Кроме обычного комплекта авиатехники еще 2 вертолета Ми-8 стояли на стоянке наших Илов, готовясь к отправке в Союз. Они ждали перегонки по воздуху в Массауа и погрузки на советский транспорт в частично разобранном виде. Вскоре взрывы раздались на стоянке Илов. В темноте было видно, как по нашим летательным аппаратам запускались гранаты из РПГ. Они проникали внутрь самолетов и вертолетов и те на мгновение, как бы вспухали от внутренних взрывов, а наружу вылетали стекла кабин и иллюминаторы. Покончив с Ил-38 и Ми-8 на дальней стоянке, сепаратисты перенесли огонь на ближнюю стоянку, где стоял Ми-8 и Ан-12. Еще один Ми-8 располагался поодаль в стороне рулежной дорожки в гражданский сектор. По этим стоянкам обстрел из РПГ велся менее интенсивно, и летательные аппараты пострадали меньше (по крайней мере, так показалось ночью). Возможно, у сепаратистов были указания не стрелять в советские самолеты, или их отогнал наш ответный огонь – это не известно, но они ушли. Еще не прекратилась стрельба, когда наши летчики, взяв в автопарке находившемся рядом с казармой машины, отбуксировали два уцелевших вертолета в гражданский сектор аэропорта и поставили их рядом с самолетом «Боинг-727» компании «Алиталия». Остаток ночи для наших ребят прошел в тревожном ожидании нового нападения в отрытых щелях с оружием в руках. К счастью, новых атак не последовало. С восходом стали считать потери. Картина предстала весьма плачевная: на дальней стоянке виднелись бесформенные кучи того, что еще недавно было двумя самолетами Ил-38 и двумя вертолетами Ми-8. На ближней стоянке сиротливо стоял Ан-12 - этому повезло, граната из РПГ попала в лопасть винта, и кумулятивной струей и осколками слегка повредило фюзеляж. При осмотре отбуксированных в гражданский сектор вертолетов, оказалось, что один Ми-8, что стоял в отдалении, не пострадал, а вот второму граната угодила между двигателем и ротором несущего винта, и взрывом изуродовала их. Кроме того, были выбиты стекла и иллюминаторы, что, в горячке боя, сразу не заметили. Вертолет восстановлению не подлежал. Слава Богу, не было потерь среди личного состава. Разбитая авиационная техника, вывезенная на трейлере на находящуюся неподалеку свалку авиатехники, еще долго служила нашим вертолетчикам источником запчастей. Через несколько дней на Асмару прилетела группа наших техников с необходимыми материалами и инструментами и, после минимального ремонта подлатанный Ан-12 своим ходом перелетел в Союз. Потери сепаратистов были намного скромнее – один убитый повстанец, случайно напоровшийся на эфиопскую позицию». (Левшов П. «Визит «Герильяс»» с сайта https://710-polk.forum2x2.ru/forum-f4/tema-t54.htm)Через несколько дней, по некоторым данным 15 мая экипажи обоих Ил-38 77 оплап (майора Макринова и Филиппова) на прибывшем транспортнике были отправлены через Аден в Советский Союз. С тех пор самолеты Ил-38 на Асмару больше не базировались. Экипажи вертолетов 710 окплвп майора Колосовского (старший вертолетной группы), капитана Лащевского и капитана Беляева продолжали базироваться на аэродроме. (Левшов П. «Визит «Герильяс»» с сайта https://710-polk.forum2x2.ru/forum-f4/tema-t54.htm)4 августа 1984г. выполняя специальное задание по перевозке пассажиров и грузов по маршруту Асмэра- Эль-Анад, Карачи- Ташкент, Остафьево. После дозаправки в аэропорту Карачи экипаж транспортного самолета Ан-12 (командир экипажа военный лётчик 1 класса майор Подскребаев В.С.) произвёл взлёт но через 45 минут он попал в мощно- кучевые и кучево- дождевые облака с интенсивной турбулентностью и градом. Самолет получил значительные повреждения. Экипаж попытался выйти под облака и произвести вынужденную посадку вне аэродрома. Но не справившись с техникой пилотирования в условиях турбулентности, лётчики превысили ограничения по скорости и перегрузке, в результате чего самолёт разрушился в воздухе. Экипаж и пассажиры 24 человека погибли. (http://forum.evvaul.com/index.php?action=profile;u=290;sa=showPosts;start=420) В скобках указаны источники. По возможности хотел бы уточнить инициалы упоминаемых людей, лучше полностью имя отчество. Еще несколько эпизодов в материале об вертолетчиках. 7 февраля 1990г. в Эфиопии в районе населенного пункта Дире-Дауа в тумане врезался в гору и разбился советский вертолет «Ми-8», на нем погибло 17 человек, в том числе 6 советских военных, генерал-майор А.Семенов, старший лейтенант А.Бирюков, курсант В.Волощенко и 3 члена экипажа майор С.Ярушников, старшие лейтенанты И.Тарасов и П.Климов. («Известия» 11.02.1990г. Бурбыга Н. «Катастрофа в небе Африки» Собеседник» № 8 февраль 1990г.) Авиагруппа приданная ПМТО и располагавшаяся в г. Асмэра, 2 февраля 1990г. была вынуждена экстренно эвакуироваться оставив в месте базирования автотракторную технику и все остальное имущество. В сентябре 1990г. в Советский Союз были отправлены два вертолета, так как они выработали свой моторесурс, а вслед за ними и весь личный состав авиагруппы. (Сахончик С.М. «Архипелаг в огне» Благовещенск 2009г. стр51. Ссылка «Выписка из итогового протокола») | |
| | | | «Эфиопский» день рождения | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |