Здравствуйте Сергей! В катастрофе 21 мая 1954 года погиб мой отец - Зиновьев Александр Павлович. Но я ничего не могу найти о 59 иап, где он служил.
Ветераны 41-го иап ТОФ Власов Владилен Тимофеевич и Байбурин Назип Гамильзянович, в начале 50-х летали в этом полку, он входил в состав иад, в которой были 41-й, 58-й и 59-й иап. А Власов В.Т. прекрасно помнит, что Зиновьев А.П. вылетел в этот полет вместо него, при подготовки к вылету, механик доложил, что к самолету Власова В.Т., не подвезли парашют и РП дал команду на замену на взлет самолета Власова на самолет Зиновьева.
Последний раз редактировалось: Сергей (02.04.11 3:52), всего редактировалось 2 раз(а)
Автор
Сообщение
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Последняя на сегодняшний день редакция истории 59-го иап ТОФ от П.В. Левшова:
59-й истребительный авиационный полк Формирование данной части началось в декабре 1944 г. на аэр. Красная Речка в Хабаровске на основании циркуляра НГШ ВМФ №01389 от 01.12.1944 г. одновременно с 58-м ИАП. Подготовка летчиков проводилась со льда реки Амур, где была раскатана взлетно-посадочная полоса. С 04.07.1945 г. в составе Амурской Краснознаменной военной флотилии на аэр. Николаевск на Амуре был сформирован 59-й истребительный авиационный полк по штату № 030/256. Новый полк, вооруженный 19/19 Як-9 и 20/20 Як-9ю, вошел в состав 15-й САД ВВС СТОФ (приказ Ком ТОФ №0361 от 10.07.1945 г.). В полку имелось только 15 летчиков, ни один из которых не был боеготовым ночью. К началу войны с Японией в августе 1945 г. полк базировался на аэр. Николаевск на Амуре. К началу войны с Японией в августе 1945 г. полк, вооруженный истребителями Як-9, базировался на аэр. Николаевск на Амуре. С 15 по 18 августа полк частью сил принимал участие в десантной операции СТОФ в южносахалинский порт Торо. С 19 августа 14 Як-9 полка были выделены для участия в десантной операции флотилии в п. Маока. Для сокращения времени полета к району боевых действий на Южном Сахалине 59-й ИАП был перебазирован на аэр. Постовая в район Советской Гавани. Главной задачей полка стало сопровождение и прикрытие пикировщиков 55-го ОАППБ, наносящих бомбовые удары по противнику в районе высадки. Однако ввиду сложных погодных условий в районе п. Маока 20 и 21 августа истребители полка боевых вылетов не выполняли. Только 21 августа истребители Як-9 полка смогли вылететь на прикрытие Пе-2 55-го ОАППБ. Кроме сопровождения пикировщиков истребители сами наносили удары по позициям и объектам противника в г. Осака и Футамата на юге Сахалина. В этот день было выполнено 12 боевых вылетов. 22 августа самолеты полка вылетали в тот же район с аналогичными задачами. Всего было сделано 22 самолетовылета Як-9. К 30.09.1945 г. полк считался полностью сформированным (приказ Ком. СТОФ №0263). С 10.10.1945 г. (по воспоминаниям самого Нихамина это произошло 3 сентября) 59-й ИАП был передислоцирован на аэр. Отомари (ныне Корсаков) (циркуляр НШ ТОФ №0218 от 22.10.1945 г.) где вошел в состав 16-й САД ВВС СТОФ, которая тогда же была перебазирована на Сахалин. С 17.12.1945 г. части обеспечения полка передислоцировались на острова Курильской гряды: Симусю (ныне Шумшу, Аэр Катаока) и Парамушир (аэр. Касивабара). Там они готовились к приему авиатехники и личного состава 59-го ИАП. В начале 1946 г. на основании циркуляра НГМШ №0059 1945 г. и приказа Ком ТОФ №004 от 02.02.1946 г. 59-й ИАП из состава ВВС ТОФ был выделен в состав 17-й САД формируемой Камчатской военной флотилии. До постройки аэродромов на Камчатке и Курильских островах временным местом дислокацией полка был определен аэр. Отомари на юге Сахалина. Предположительно к июню сам полк был передислоцирован на аэр. Постовая вблизи Советской Гавани. Однако вскоре оперативные планы флота изменились и в соответствии с приказом Ком. ТОФ №0011 от 20.06.1946 г. 59-й ИАП из 17-й САД КамВФ был передан в состав 16 САД 3-го АК Сахалинской Военной Флотилии без изменения места дислокации на аэр. Постовая. На основании циркуляра НГШ ВМС №03 от 06.01.1947 г. 59-й ИАП был передислоцирован на южносахалинский аэродром Корсаков (бывш. Отомари). 01.05.1947 г. 59-й ИАП 16-й САД, перевооруженный к этому времени на самолеты Р-63 «Кингкобра» был передан в состав вновь сформированных ВВС 7-го ВМФ. В конце октября 1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0036 от 07.10.1947 г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава (на штат №98/707). В марте 1949 г. на основании циркуляра НГШ ВМС №0119 от 09.03.1949 г. 59-й ИАП 16-й САД вновь был переведен на штат №98/902 трехэскадрильного состава. С 05.06.1952 г. полк приступил к переучиванию на самолеты МиГ-15, а в конце того же года перевооружение было завершено. С 12 мая 1953 г. 59-й ИАП был передан из 692-й МТАД (бывш. 16-я САД) в 15-ю ИАД ВВС 7-го ВМФ (приказ Ком. СТОФ №001 от 06.05.1953 г.)13. С 10.06.1953 г. на основании приказа МО СССР № 0054 от 23.04.1953 г. и директивы ГК ВМС №2/56288 от 25.04.1953 г. 59-й ИАП 15-й ИАД из ВВС 7-го ВМФ был принят в состав 105-го АК ВВС ТОФ. С января 1955 г. по декабрь 1958 г. в полку в должности командира эскадрильи проходил службу ГСС подполковник Батиевский Алексей Михайлович, удостоенный этого звания в марте 1945 г. на Балтике. С 01.12.1957 г. в соответствии с директивой ГК ВМФ №ОМУ/4/30250 от 20.07.1957 г. 59-й ИАП был переведен со штата №98/517-В на штат №15/708 и стал числиться частью первой линии. 01.09.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» на основании директивы ГШ ВМФ №ОМУ/13030 от 27.03.1960 г. 59-й ИАП 15-й ИАД ВВС ТОФ на аэр. Корсаков был расформирован. В послевоенной истории полка имели место следующие тяжелые авиационные происшествия: - 24.12.1947 г. в авиационной катастрофе истребителя Р-63 «Кингкобра» погиб старший летчик полка лейтенант Тюнаев Валентин Георгиевич. Его самолет по неустановленной причине упал в з. Анива недалеко от своего аэродрома; - 29.09.1948 г. ночью при выполнении полета на контроль техники пилотирования произошла катастрофа самолета YР-63 «Кингкобра» пилотируемого лейтенантом Гладиловым Верленом Васильевичем и контролирующим капитаном Щегловым Николаем Матвеевичем. По неустановленной причине самолет упал в море в 850 м. от аэр. Корсаков. Экипаж погиб; - 15.03.1949 г. при выполнении тренировочного полета на высоте 3000 м. на самолете Р-63 «Кингкобра» пилотируемого летчиком Васько Иваном Максимовичем показался дым. Самолет упал в 1,5 км юго-западнее аэр. Корсаков. Пилот погиб; - 14.09.1952 г. при выполнении вылета на боевую задачу упал в море МиГ-15 пилотируемый командиром звена ст. лейтенантом Н.А.Зинченко; - 21.05.1954 г. днем при выполнении аэродромных полетов из-за ошибки летчиков в выдерживании высоты и временного интервала произошло столкновение в воздухе двух самолетов МиГ-17. Их пилотировали командир звена ст. лейтенант Зиновьев Александр Павлович и заместитель командира эскадрильи капитан Суханов Вениамин Иванович. Самолеты упали в восьми километрах восточнее Южно-Сахалинска и в районе г. Майорской, разрушились, оба пилота погибли. На вооружении полка стояли: Як-9, Р-63 «Кингкобра», УР-63, МиГ-15, МиГ-17. Командиры полка: Д.Е.Нихамин (1945-48 г.г.), С.П.Милованов (1948-1950 г.г.), В.П.Жарников (ноябрь 1949 г. – ноябрь 1951 г.), ГСС В.А.Наржимский (ноябрь 1951 г. - август 1954 г.), В.Н.Федянин (август 1954 г.-1958 г.).
Татьяна. Скромный участник
Сообщения : 12 Дата регистрации : 2012-01-15 Возраст : 71
Таня, спасибо за интересные материалы об Сахалине, Морская Авиация не мыслима без этого острова России... Таня, посмотри этот пост, фотографии не открываются, может быть ещё раз загрузить...Если будут проблемы, пиши. Тема: Re: О-в Сахалин, аэр. Корсаков 59-й иап ТОФ 03.07.13 5:22 Ответить с цитатой Редактировать сообщение Удалить сообщение Показать IP адрес автора Спасибо, Сергей. Исправила предыдущие сообщения,(сын помог). Более двадцати лет аэродром в Корсакове был заброшен. Теперь есть надежда, что там будет жизнь.
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Здравствуйте, Сергей! Вот такое событие обсуждают сегодня Сахалинцы: Штурмовик Ил-2, больше 60 лет пролежавший в сахалинской тайге, снова поднялся в небо http://www.sakhalin.info/news/97401/ Я знаю, что Вам эта тема небезразлична. Ребята в поиске информации об обстоятельствах гибели самолета. Возможно, Вы, имея богатый опыт общения, сможете им подсказать направление, в котором следует вести поиск. Буду очень признательна. С уважением - Татьяна.
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Добрый день! Меня зовут Артем. Я руководитель Сахалинского регионального отделения "Поисковое движение России". Периодически захожу, просматриваю тему. На днях увидел сообщение про наш Ил-2. Мы все таки его вывезли, но до сих пор не можем установить судьбу экипажа и чей был самолет. Может быть Ваш форум нам сможет помочь, по запросу Сахалин, поиск выдает только эту тему. Также есть информация и о других авиакатастрофах в период конца 40-х конца 50-х годов, но ее крайне мало. Может и мы сможем быть полезными в чем то. Пока не могу скинуть еще ссылки про наш Ил-2, не позволяют условия регистрации.
С уважением, Артем.
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Артем, доброе время суток. Что могу сказать, точно установлено, что данное ЛП не связано с периодом ВОВ, в связи с этим надо обработать информацию об подразделений ВВС на период с 45-до тех годов, когда на вооружении стояли "Ил-2", постараюсь этот вопрос проработать, да согласен, что многие ЛП в составе ВВС были скрыты, но возможные направления поиска при упорстве можно найти. Если, какие-то материалы не можете разместить, пишите мне на мой эл/адрес: snadamov@yandex.ru С уважением, Сергей.
Artem Новичёк
Сообщения : 5 Дата регистрации : 2014-11-06 Возраст : 43 Откуда : Сахалин
Здравствуйте, Сергей! Период падения, 48 год и позже... т.к. на одной из шин стоит дата 06.01.48 Материалов нет вообще никаких, кроме фото... Сегодня снова были там... прошли с щупами и металлоискателями. Нашли много лючков, несколько бронелистов, прибор с надписью СКОРОСТЬ, и замок пристяжной системы... в закрытом положении. Пока не могу и ссылки вставить.
Последний раз редактировалось: Artem (08.11.14 20:58), всего редактировалось 1 раз(а)
Artem Новичёк
Сообщения : 5 Дата регистрации : 2014-11-06 Возраст : 43 Откуда : Сахалин
По хорошему понять, кому мог принадлежать этот ИЛ-2. То, что он был корректировщик, это 100%, нашли РС БИС-3 и крепление под антенну. Правда ее у нас украли По некоторым документам, которыми со мной поделились... там есть просто информация о вылетах и все. Ну так вот, на ДВ, на конец 45-года, были корректировщики только у 28 ОКАЭ и 411 ОКРАП.
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Артем, вот что написал мне по этому вопросу военный историк МА Павел Владимирович Левшов: "... если самолет погиб в 1948 г. и позже, то он однозначно не имел отношения к ВВС ТОФ и СТОФ (части ША на Ил-2 у нас были расформированы к декабрю 1947 г.). У меня нет точной информации по частям ВВС КА вооруженным Ил-2кор. Знаю только, что 411-й ОКОРАП 10-й ВА был расформирован в конце 1945 г., а 28-я ОКОРАЭ у меня не прослеживается вообще, но есть упоминание о 26-й ОКОРАЭ (только до 1944 г.) Были еще 464-й ОКОРАП в 9-й ВА и 117-й ОКОРАП в 12-й ВА, но это не Сахалин. Вообще, по частям специальной авиации информация везде очень скудная, они ведь находились в "тени" у боевых частей...".
Artem Новичёк
Сообщения : 5 Дата регистрации : 2014-11-06 Возраст : 43 Откуда : Сахалин
Сергей, я забыл добавить, что да, самолет не ТОФа... Делали запрос в ЦВМА, ответ пришел, что самолет не ТОФа. По 28 ОКАРАЭ, может быть в документах просто ошибка и там на самом деле 26.
Artem Новичёк
Сообщения : 5 Дата регистрации : 2014-11-06 Возраст : 43 Откуда : Сахалин
Добрый день,Сергей. Вот такая новость. Книгу памяти "Вечный полёт" издали сахалинские поисковики http://sakh.cc/A8r
sakhalin.info Книгу памяти "Вечный полёт" издали сахалинские поисковики 29 сентября в стенах музея книги Чехова "Остров Сахалин" состоялась презентация книги памяти, посвященной погибшим летчикам. Книга памяти появилась бл...
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Таня, добрый вечер. Огромное спасибо за столь интересный материал. Вы просто молодец, можно вами гордится, это действительно нужное дело хранить и беречь Память о летчиках Морской Авиации ТОФ. Как я понял у Вас есть экземпляр этой книги, если будет возможность, разместите на форуме наиболее важные на ваш взгляд выдержки, буду очень признателен. С уважением, Сергей.
Таня, добрый вечер. Огромное спасибо за столь интересный материал. Вы просто молодец, можно вами гордится, это действительно нужное дело хранить и беречь Память о летчиках Морской Авиации ТОФ. Как я понял у Вас есть экземпляр этой книги, если будет возможность, разместите на форуме наиболее важные на ваш взгляд выдержки, буду очень признателен. С уважением, Сергей.
Добрый день, Сергей!
Это Артем, выше в теме писал. Сейчас не могу зайти в свой профиль почемуто... решил по новой зарегистрироваться. Пришлите адрес эл.почты, я скину Вам электронный вариант Книги. Там кстати есть глава по Ту-16Р ТОФ, погибшего вместе с экипажем 13.06.1985 на Сахалине. И наш Ил-2КР мы установили, благодаря архиву ЦАМО РФ. Пропавший без вести был экипаж...
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва
Добрый день, Сергей! Первого февраля в стенах Музейно-мемориального комплекса "Победа" состоялась презентация второго выпуска Книги Памяти, посвященной летчикам, погибшим при исполнении служебных обязанностей на земле, в воде и небе Сахалинской области.Электронная версия книги вот по этой ссылке. https://rinamika.ru/site_get_file/13567/kniga/ С уважением, Татьяна.
Сергей Почётный участник
Сообщения : 710 Дата регистрации : 2010-07-10 Возраст : 73 Откуда : Москва