Морская Авиация Тихоокеанского Флота

Вечная ей память!
 
ФорумФорум  ЧатЧат  КалендарьКалендарь  ЧаВоЧаВо  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
М Ы Б Ы Л И !!!
Б Ы ЛИ !!!

Поделиться | 
 

 Аэродром на Второй Речке

Перейти вниз 
АвторСообщение
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 81

СообщениеТема: Аэродром на Второй Речке   31.08.10 21:59

Павел пишет:
Цитата :
мой отец в эти же годы служил в Кневичах и был свидетелем этих событий. От него я в свое время узнал про аэродром на Второй Речке. Кстати в помешении бывшего КДП, что было выстроено над штабом много лет размещалась моя служба. Туда редко кто заглядывал из начальства и мы проводили отделом все свои праздненства. Кстати, Вам самому приходилось летать о Второй Речки? Меня интересует инфо по этому аэродрому (где располагались стоянки, где был домик, какое было покрытие полосы и рулежек, кто постоянно сидел там).

Приходилось в качестве пассажира прилетать и улетать с этого аэродрома. К сожалению многие подробности стёрлись из памяти. Аэродром находился напротив Штаба Авиации ТОФ, по другую сторону автомагистрали.
Это было единственное ровное место в пределах города. Оно было зажато сопками почти со всех сторон, что исключало возможность посадку современных тяжёлых или скоростных самолётов. В пятидесятые - шестидесятые годы это был чисто штабной грунтовый аэродром с железным покрытием.
Он принимал связные самолёты ЯК-18, которые развозили по частям приказы и другую почту. Кроме того, на нём располагалось несколько самолётов АН-2. У самого командующего сначала был личный самолёт Ил-12, потом появился ИЛ-14.
Судя по всему, на аэродроме вряд ли была снегоуборочная техника.
Так, зимой начала шестидесятых, мне пришлось лететь из Хабаровска после соревнований в составе команды спортсменов. Самолёт ИЛ-14 был подан для перелёта нового командующего авиацией во Владивосток. Фамилии нового командующего не помню, как, впрочем, и старого тоже. Сели не на Второй Речке, а на Центально-Угловой.

Во время полёта командующий вел себя весьма демократично. Шутил, интересовался результатами выступлений.
Мы и не сомневались в том, что нам будет предоставлена возможность благополучно добраться до дому.
Приземлились ночью. "Нас" встречала вереница машин. Аэродром был освещён фарами. Только, что оркестр не играл.
Среди встречающих находился и майор, который отправлял нас на соревнования. Он потрепал нас по плечу, сказал наспех что-то ободряющее. Мы были весьма тронуты такой встречей.
Минут через пять все уселись в свои автомобили и уехали. Фары погасли, аэродромные огни тоже.
Мы продолжали топтаться в ботиночках по снегу, не веря, что нас оставили посреди поля в метель с ветром. Никаких ориентиров не видно. Темно. Никаких признаков дороги.
Кое-как добрались до ж/д станции. На станции никого не было, но дверь не была заперта. Помещение не топлено, но мы нашли уголь и растопили печь. Поезд лишь днём. Жрать нечего, но спирт был у нас. Делать нечего, пришлось и пить, и петь.
Кто бы мог подумать, что у нас пробудятся такие вокальные способности!
Домой приехали охрипшие и пропитые.


Последний раз редактировалось: VikVas (31.08.10 23:02), всего редактировалось 1 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 81

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   31.08.10 22:55

Вот, что нашёл в интернете
http://murmansk.kp.ru/daily/24508/659885/

«Комсомолка» в преддверии 150-летия города начинает серию материалов, посвященных неизвестным или позабытым страницам истории столицы края
Максим СИТНИКОВ, Ярослав ЛИВАНСКИЙ — 18.06.2010


Жаркий летний день. Темная крылатая тень на мгновение заслонила поляну, но тут же пронеслась над ней, сотрясая гулом мотора жаркий воздух долины. Мелькнули красные звезды, выпущенные шасси - и в тот же миг небольшой серый самолет сел на укатанную взлетную полосу. Металлическая птица плавно подпрыгнула несколько раз и стала тормозить, удаляясь от посадочного «Т». Через мгновение силуэт самолета расплавился в жаркой дымке и потерял свои очертания.

Взлетают и садятся боевые самолеты. В небе над морем и городом стоит рокот моторов. Мальчишки из ближайшего поселка Рыбак бегают пообщаться с летчиками и половить рыбу на Вторую речку…

Сейчас уже мало кто знает, что перекресток проспекта 100 лет Владивостоку и улицы Русской в 1940-е годы был взлетной полосой военного аэродрома. Не в каждом городе России, практически в самом его центре, найдешь такой интересный объект, как остатки военного аэродрома.

Строили для отчета

Еще в 1914 году огромную ровную территорию на берегу Второй речки силами нескольких стрелковых полков Владивостокской крепости очистили от леса и сделали плац. Поставили резную деревянную арку и стали ждать приезда «инспектирующего» генерала от кавалерии Сухомлинова, который проверял войска Приамурского военного округа. Как оказалось, старались напрасно. Сухомлинов даже не вышел из автомобиля.

- Все проверено, - бросил он. - Замечаний нет.

Спустя некоторое время на берегах Второй речки решили создать единый авиаотряд крепости Владивосток, позже ставший крепостной воздухоплавательной ротой. Для этого на поле привезли несколько аэропланов «Блерио».


Самолет У-2. Вторая Речка, 1936 год

Революция, а затем Гражданская война на какое-то время остановили развитие аэродрома. Вторая и уже долгая жизнь ждала летное поле в начале 1930-х годов. После восстановления Владивостокского объединенного авиаотряда он пополнился новыми на тот момент самолетами У-2, П-5 и Ш-2, которые стали выполнять регулярные почтовые и санитарные рейсы, авиационно-химические работы, рыборазведку, обслуживали геологов и специалистов лесного хозяйства. Вскоре из гражданского аэродром перешел в статус военного. А санитарно-транспортное подразделение «переехало» на аэродром Озерные Ключи в городе Артеме. Оно стало называться 30-м транспортным авиаотрядом особого назначения.

Штаб ВВС посреди улицы Русской был в центре взлетно-посадочной полосы

Самые интересные события произошли на Второй речке в конце 30 - 40-х годов, когда на берегу Амурского залива, за станцией железной дороги, у мыса Фирсова образовалось соединение гидросамолетов, принадлежащих гидрографической службе Тихоокеанского флота.

На небольшом пятачке в районе нынешней улицы Татарской были построены бетонные площадки и слипы (съезды в воду), металлические ангары, мастерские и вспомогательные домики и помещения. Рядом с частью возвели ряд шлакоблочных жилых домов для семей военнослужащих. На площадках разместились летающие лодки МБР-2, выполнявшие разведывательные функции.
Летающие лодки МБР-1 на Второй Речке

А развитие «второреченского» военного аэродрома продолжалось широкими темпами. Сухопутную полосу укрепили и стали обустраивать. На повороте нынешней улицы Русской построили трехэтажное здание Штаба ВВС ТОФ, действующее и сейчас. Маленькая башенка на его крыше предназначалась для управления полетами авиации.

Штаб был в центре взлетно-посадочной полосы (примечание Vik-Vas. Непостижимо, как могло что-то быть посреди ВПП? Как я помню, штаб и аэродром находились по разные стороны улицы). Строились деревянные домики для летно-подъемного и технического состава, были свои столовая и клуб.

В конце полосы размещались палатки личного состава на летний период подготовки и звено Управления ВВС ТОФ с тихоходными самолетами-бипланами У-2. Отсюда они летали во все авиационные соединения Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота.

Свой вклад в победу над Японией

Особо тревожное время для аэродрома «Вторая Речка» наступило в 1945 году во время войны с Японией. На поле перебазировали 2-ю и 3-ю эскадрильи 6-го истребительного авиаполка ВВС ТОФ с аэродрома «Центральная-Угловая».

Новейшие скоростные истребители Ла-7 начали усиленную подготовку к боевым действиям. День и ночь над окраиной города стоял гул моторов, в небе скрещивались огни прожекторов.
Скоростные истребители Ла-7
Всю ночь с 8 на 9 августа техники и летчики дежурили у машин. Были полностью заправлены бензобаки, загружен боекомплект и по нескольку раз проведена тщательная проверка. И вот, на рассвете 9 августа разом запустились все моторы истребителей, подняв пыль на полосе. В соседних домах зажглись огоньки: люди стали тревожно выглядывать в окна. Две эскадрильи - 24 самолета - поочередно стали уходить на взлет в сторону Амурского залива. Собравшись над морем, соединение 6-го авиаполка взяло курс на границу с Китаем, где уже гремели первые бои войск
Дальневосточного фронта с Квантунской армией. Руководство боевой работой полка осуществлялось из хорошо укрытого двухэтажного подземного командного пункта на горе Тигровой в центре Владивостока. Оттуда же руководили действиями 12-го и 17-го истребительных авиаполков ВВС ТОФ, входивших в состав 7-й истребительной авиадивизии, прикрывавшей Владивосток с воздуха.

Отгремели бои, самолеты вернулись на свои базы, и 26 сентября 1945 года за проявленную отвагу в боях с японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава полк получает звание Гвардейского Гвардейское знамя и переименовывается в 22-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Об аэродроме «Вторая Речка» сейчас напоминают лишь здание Управления Морской авиации ТОФ с вертолетом Ка-25 во дворе
Фото: Ксения ВОРОНЕЖЦЕВА


Аэродром «Вторая Речка» просуществовал до начала 1950-х годов, когда в связи с планами «Большой застройки» был в прямом смысле застроен жилыми микрорайонами. Сейчас о нем напоминают лишь здание Управления Морской авиации ТОФ с вертолетом Ка-25 во дворе, одноэтажный домик бывших ремонтных мастерских и широкая, ровная улица Русская. (Здесь явная ошибка. В начале шестидесятых он ещё существовал и начал застраиваться примерно в 1963 году. Начали земляные работы, как тогда было принято в СССР, зимой. Промёрзшую землю отогревали с помощью костров. Новый жилой микрорайон был назван то ли именем Суворова, то ли Кутузова. Примечание Vik-Vas}
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 57
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   01.09.10 7:45

Виктор Васильевич, спасибо за эти воспоминания.
Дело в том, что приведенный Вами материал из интернета брал у меня Ярослав Ливанский, но писал статью самостоятельно, вот и получились в ней такие ляпсусы и неточности.
Я опрашивал многих ветеранов по поводу этого аэродрома (и гидроаэродрома тоже). Стараюсь собрать все мелкие детали, чтобы составить общую картину.
Кстати фото гидросамолета сделано не на Второй Ручке а на Океанской в начале 30-х годов, а на м. Фирсова он существовал уже в середине 40-х годов.
Район о котором Вы вспоминаете включал улицы Бородинская, Давыдова и Кутузова.
А новым командующим, который так "любезно" обошелся с вами был А. Н. Томашевский, который в 1960г. сменил Н. С. Житинского.
С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 81

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   02.09.10 15:28

Павел пишет:

Кстати фото гидросамолета сделано не на Второй Ручке а на Океанской в начале 30-х годов, а на м. Фирсова он существовал уже в середине 40-х годов.
Район о котором Вы вспоминаете включал улицы Бородинская, Давыдова и Кутузова.
Конечно Кутузова! Я вспомнил.
Именно очертание этой улицы первым появилось в самом начале застройки. Название этой улицы в разговорной речи распространилось на весь строющийся массив. Это не стало официальным названием микрорайона?
Я посмотрел снимки с космоса и попробовал сопоставить с тем, что сохранилось в памяти.
Аэродром находился по левому берегу ручейка, который звался речкой. Боюсь чуточку ошибиться, но он располагался между тем, что теперь Русская улица и улица Кутузова.
Он находился на некотором удалении от автомагистрали (сейчас это то ли путепровод, то ли Проспект Столетия ). Длина ВПП вряд ли превышала 800 метров, но ручаться не могу.
Сама речка в моей памяти не оставила благоприятных воспоминаний. Около штаба в сухое время её можно было перейти, перепрыгивая с камня на камень. Из воды торчали прокисшие сапоги и другой хлам.

Аэродром гидросамолётов в 1958 году я уже не застал, но слип видел.
Гидросамолёты тогда базировались в Суходоле. Это были БЕ-6. С нашего аэродрома в Петровке, где я служил было видно как они взлетали и садились. В отпуск они ходили только зимой, целиком, всей эскадрильей сразу.
Я не предполагал, что когда-то эти подробности могут стать интересны, поэтому не прилагал усилий чтобы запоминать рутину тех лет.
Вернуться к началу Перейти вниз
Павел
Активный участник
Активный участник
avatar

Сообщения : 64
Дата регистрации : 2010-07-14
Возраст : 57
Откуда : Владивосток

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   02.09.10 16:28

Виктор Васильевич, здравствуйте.
Этот массив сейчас называется Русская. Спасибо за уточнение расположения аэродрома. Попробуйте вспомнить что было в окрестностях аэродрома: штаб ВВС стоял обособленно, или что-нибудь рядом располагалось? Там, где сейчас путепровод на Столетии была какая-то дорога или нет? Как в этот район добирались? Я так понимаю, что от станции Вторая Речка до штаба была какая-то дорога? Приходилось ли бывать в штабе тыла ВВС на Постышева?
Большая просьба. Повспоминайте по аэродрому Петровка. Как там все было в Ваши годы. Что стояло, где размещалось, где жили, какими были стоянки и полоса, какие вертолеты и самолеты летали оттуда? Где размещался штаб полка (ВЭ). Куда и как добирались? Это можно разместить на общих страничках по гарнизонам. Такая инфо очень интересная, сейчас мало кто даже слышал об этом аэродроме, а он существовал почти три десятка лет.
С уважением, Павел.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 81

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   09.09.10 2:53

Павел пишет:

А новым командующим, который так "любезно" обошелся с вами был А. Н. Томашевский, который в 1960г. сменил Н. С. Житинского.
С уважением, Павел.

Командующий тут как бы и не виноват.
Майор, который руководил спортом в штабе, совсем офонарел при виде нового командующего и забыл о прямых своих обязанностях.
Он обязан был обеспечить ночлег и питание для команды.
Кстати, недалеко от Второй Речки, с запада до восточного конца города шла неширокая, но вполне приличная дорога и упиралась не то в Беговую, не то в Снеговую улицу. С обоих сторон её стояли шлагбаумы. Этой дороги на картах того времени не было. Это была резервная дорога на случай войны и проезд только по пропускам. Там располагался запасной командный пункт (ЗКП). Это был подземный бункер, средства связи, запас воды и продуктов, вентиляция и фильтры. Там же были койки с постельным бельём. Обеспечивало чистоту и порядок специальное подразделение.
Это была единственная дорога, которая пересекала город в этом направлении, но она была закрытой.
Во время зимних спортивных соревнований и сборов нам предоставлялся ночлег в этом комплексе. Он имел условное наименование "Колокол". Так, что было куда пристроить и о нашем прибытии он знал из телефонных разговоров.

Но мы впоследствии хорошо отыгрались. На следующих сборах команда стала выдвигать совсем запредельные требования, которые, казалось и выполнить невозможно. Охамели, можно сказать. И что оказалось?...
Вместо дисциплинарных мер к нам, бегал этот майор высунув язык - боясь, что мы ещё что-нибудь выкинем.
Вернуться к началу Перейти вниз
VikVas
Создатель и оформитель форума
avatar

Сообщения : 188
Дата регистрации : 2010-03-09
Возраст : 81

СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   09.09.10 19:56

Павел пишет:
Попробуйте вспомнить что было в окрестностях аэродрома: штаб ВВС стоял обособленно, или что-нибудь рядом располагалось? Там, где сейчас путепровод на Столетии была какая-то дорога или нет? Как в этот район добирались? Я так понимаю, что от станции Вторая Речка до штаба была какая-то дорога? Приходилось ли бывать в штабе тыла ВВС на Постышева?
Около штаба в те времена каких-то заметных строений не припоминаю. За штабом, можно сказать и кончались городские строения.
В строну ж/д станции виляла грязная дорога, заборы и замызганные деревянные дома.
Если ехать в город, слева были постройки бывшего пересыльного лагеря. Они использовались как дополнение к военной гостинице.
В первый мой день я там ночевал, согласно направлению военной комендатуры. Там была и столовая. Все строения были одноэтажными, деревянными. Капустное поле было не застроено, Моргородок (не знаю, сохранились ли эти названия) имел хаотичный характер застройки на бугре. Сейчас эти дома не сохранились.
В Штабе Тыла бывал неоднократно. Он был на возвышении с левой стороны, как ехать в центр, ближе к Первой Речке.
Впоследствии там служил мой бывший начальник группы Иван Степанович Шевченко. В последний раз его видел в 1976 году. Боюсь даже спрашивать жив ли он. Это был настоящий наставник и человек широкой души.
Когда я пролетал над Владивостоком, сверху я города не увидел. Проезжая по улице, видишь слева и справа дома и чувствуешь, что находишься в городе. Сверху были видны только узкие ручейки улиц. Огромные массивы сопок были не застроены совсем и выглядели с самолёта как пустыри.
Отдельные частные дома на них были лишены элементарных удобств, водопроводная вода не поступала, канализации не было.
Владивосток начал строиться только после приезда Хрущёва. До этого он погостил в Сан-Франциско, который тоже расположен на сопках.
Сказал, чтобы Владик не уступал ему, да кишка оказалась тонка. На въезде в город, где-то в районе "Академическая" поставили стелу с парусником наверху, а внизу золотыми буквами было вытесано "мудрое" изречение: "Владивосток очень хороший город. Н.С. Хрущёв".
Интересно, сохранилось ли это?
В прошлом сообщении была допущена неточность. Аэродром охватывал теперешние улицы Бородинская и Кутузова. Русская улица, скорее всего была на его границе. От Штаба он отстоял метров 200-300. Это было так давно, что могу и ошибиться.
На аэродроме была постройка, похожая на КДП с конусом на мачте и какие-то мелкие строения, всего уже не помню.
Вернуться к началу Перейти вниз
Спонсируемый контент




СообщениеТема: Re: Аэродром на Второй Речке   

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Аэродром на Второй Речке
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» за советом-второй ребенок
» второй раз в первый класс, стоит ли
» 1 сентября - начало Второй Мировой войны
» Если работа - твой второй дом
» Хочу оставить на второй год.

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Морская Авиация Тихоокеанского Флота :: Разное :: Приморский край, Хабаровский край, Камчатка, Сахалин - места где мы служили-
Перейти: